Патриотизм всегда был и будет в моде среди художников. Хотя бы потому, что можно оживленно рассказывать о своем отношении к Родине. Все русские художники были достаточно лояльны к России. Да, было модно писать чужие пейзажи. Но довольно быстро многие художники вернулись в родные края.
Что касается Верещагина, то это совсем другой разговор. Долгое время считался мастером боевых картин, но все-таки больше кинодокументалист. Особенно это проявилось после его туркестанской серии полотен. Ведь для русского
туркестанская империя была экзотикой. Так он показал на своих полотнах жизнь другого народа, у которого свои законы и правила, свои традиции.
Особая тема Верещагина — война. Часто он возвращается к этой непростой теме. На этом полотне он изобразил силу народа, проявившуюся в Отечественной войне 1812 года. В заснеженных лесах Средней России часто организовывались крестьянские партизаны. Они действовали не хуже настоящей армии. И это был «страшный сон» для армии Наполеона, а много позже и для фашистских захватчиков.
Что на холсте? Во-первых, вы не сразу увидите главных героев. Виной тому заснеженный пейзаж на переднем плане. Верещагин как бы спрятал силу народа за силой природы. Можно представить, что партизаны в засаде и совсем рядом проходит вражеская колонна. Но вы должны подпустить их поближе к себе, и под покровом русского зимнего леса они выжидают удобного момента, чтобы начать атаку.
На самом деле все полотно покрыто зимним пейзажем, и только присмотревшись можно обнаружить фигуры бородатых мужчин, которые пристально следят за французами, и только когда старейшина дает сигнал к наступлению, начинается бой.
Верещагин поэтому воспевал дух русского народа, его силу, его могущество и его крестьянскую хитрость.