Над этой картинкой — настоящее название просто «Герои»! — Васнецов работал особенно долго. Это понятно. Художнику было важно изобразить три совершенно разных типа русских витязей, и три таких разных персонажа требовали еще и тщательно прорисованного, но и разного оружия.
Например, в руке Муромца мы видим булаву, или боевую (на железной или окованной железом ручке) булаву, да таких размеров. — а следовательно и вес — вряд ли стройный Алеша Попович
сохранил бы, не говоря уже о том, как ловко использовать его в бою.
Вооружались конные рыцари стандартно: меч, копье, щит, что-то для «души», по характеру воина — либо дубина, либо несколько стрел, но этот набор оружия раздавал художник себя среди Васнецовских богатырей. Добрыню и Поповича лишили копий, а за Алешей до сих пор не разобрать, то ли еще щит, то ли второй тула (защищенный колчан) со стрелами. В последнем случае вполне оправдано большинство народных анекдотов о шедевре этой живописи. Но для того и существует шедевр, чтобы вдохнуть новую жизнь в народное искусство.
Но Васнецов покорил критиков (и одновременно для него, и сегодня) в другом вопросе — о возрасте Добрыни: художника упрекали в том, что он немолод. Но на картинке все правильно: Добрыня не слишком молод по былинам, а настоящий Добрыня Никитич летописей устроил кровавый переворот в пользу будущего святого князя Владимира и в более чем зрелом возрасте. Ну и с невероятным мастерством созданные на полотне лошади прекрасны и соответствуют оружию и даже характерам героев.
Но кроме таких разных фигур и лиц самих героев, «разговаривающих» со зрителем, большую роль в картине играет и пейзаж за ними. Детально прорисованы лесистые холмы на заднем плане, еще русские, судя по елкам, и травянистые на переднем плане. Это видимо и есть Дикая Степь, где богатыри несли свой патруль. Но где ступили русские витязи — там и родина, смотри внимательно — рядом с конскими копытами уже зеленеют молодые еловые побеги.
Была даже версия, что герои являются воплощением трех разных, но братских народов: русского (Илья), украинца (Добрыня) и белоруса (Алеша Попович). Но оставим эту версию советских искусствоведов для более дружественных времен. Шедевр Васнецова великолепен и без «националистического», как бы сейчас отреагировали на это предположение, подзаголовка. Остроухов Илья