Картина написана выдающимся голландским художником Винсентом Ван Гогом незадолго до его трагической гибели. При этом известна точная дата создания полотна — 16.06.1890, около восьми часов вечера. Такая точность была установлена благодаря астрономам, которые пояснили, что звезда и сияние вокруг нее, изображенные на картине, есть не что иное, как Венера. В указанное время она сияла особенно ярко, что привлекло внимание художника, запечатлевшего Венеру в маленькой французской коммуне.
Шедевр на долгое время
был потерян из поля зрения художников, ученых, критиков и культурологов, был обнаружен только в конце XX века: выставлен в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и по сей день принадлежит этому музею.
В 1890-х художник часто пишет дома. Последний олицетворяет для хозяина оплот безопасности, покоя, тепла, уюта. Но, видимо, уже чувствуя свою грядущую смерть, Ван Гог часто к приятным оттенкам добавляет мрачные оттенки, символизирующие тревогу и тоску.
Техника исполнения шедевра достаточно объемна, что позволяет погрузить зрителя – как любителя, так и профессионала – в события, происходящие в изображаемом городе.
В этой картине мы можем наблюдать эту тревогу: кажется, что изображен прекрасный белый дом, сумерки, сияющая звезда, в создании которых художник не отступает от своего почерка; пастельные тона также дарят умиротворение; В целом атмосфера ночного провинциального городка передана очень точно и умиротворенно.
Однако в женщине, беспокойно бредущей из дома по ночной дороге, да и в самой манере написания этого полотна есть некая оцепенение, неподвижность, придающая образу оттенки тревоги и даже некой нервозности. Ван Гог знал их на эмоциональном уровне незадолго до трагедии.