Ван Гога всегда волновала тема жизни. Его изменчивость, его хрупкость и сила одновременно. Несчастный человек, трудолюбивый, упрямый и отказывающийся терять надежду даже в самых безвыходных ситуациях, он много раз писал и отчаяние, и мечту, и несокрушимую волю к жизни, а иногда воплощал это даже в самых невероятных вещах, что подсолнухи.
«На пороге вечности» — одна из его редких картин с изображением человека. Первые наброски для него были сделаны в Эттене, где Ван Гог делал зарисовки местных жителей, и где познакомился
старый, тяжелобольной крестьянин, который в итоге оказался на его полотне.
На картине изображен старик, сидящий на стуле у камина. Вся его поза выражает отчаяние – спина согнута, руки, сжатые в кулаки, закрывают лицо, локти упираются в колени. Он явно опустошен каким-то большим горем, и вся композиция картины строится вокруг его фигуры, на которой, кроме него, в основном ничего нет.
За решеткой горит камин – пламя изображено схематично, легкими мазками, без намека на реалистичность. Деревянный пол некрашен, а стены побелены. Стул под фермером кажется неустойчивым, раскачивающимся, готовым сбросить его в любой момент.
Ван Гог изображает отчаяние, и так же подробно, как и счастье. Обувь фермера развалилась, она уже очень старая и видно, что ее сильно поносили по грязи и дождю. Костюм, несмотря на схематичность рисунка, выглядит поношенным. Волосы спадают, обнажая лысину, борода аккуратно подстрижена, и видно, что этот человек прожил долгую жизнь, что если и видел счастье, то редко даже в праздники. Тяжелая работа, нищета и теперь болезнь.
И несмотря на это, картинка выглядит странно светлой. Словно даже видя страх и боль, художник не хочет расставаться с мыслью о том, что жизнь все же может быть прекрасна и что всегда есть надежда – болезненная и сладкая одновременно.