Вечером: Конец дня — одна из 150 картин, написанных Ван Гогом в последний год его жизни. Она написана под влиянием одноименного эскиза Жана-Франсуа Милле. Только по черно-белым эскизам Милле Ван Гог за эти месяцы создал двадцать три картины.
Перенос рисунков Милле на дерево или холст художник не считал копированием. Он назвал это переводом на язык цвета, впечатления, светотени.
Говоря о работе над картиной, Ван Гог сказал, что использует наброски Милле как обычную жизнь
сюжет. А дальше начинается импровизация над светом. Часть света, по словам Ван Гога, «вспоминается» с оригинала. Такое «воспоминание» является авторской интерпретацией образа.
Одной из центральных фигур в творчестве Ван Гона того периода был священник. Мрачный жрец прерывает нормальный естественный цикл. На описываемой картине это скорее сеятель, закончивший работу и идущий домой.
Картина не является точной копией работы Милле. Берется только сюжет. Здесь совсем другое поле, там другие инструменты на земле. Внешний вид рабочего тоже другой — мы видим обычного уставшего человека после долгого рабочего дня, пытающегося натянуть потертую куртку и едва просунувшего левую руку в рукав.
При работе с такими черно-белыми репродукциями художник не только вырабатывает уникальную цветовую гамму. Он также выделяет формы. Как и в случае с настоящими моделями, он ищет «узловатые и широкие линии».
Сам Ван Гог считал, что такое копирование может быть полезнее, чем его собственная живопись. Известно, что за всю жизнь ему удалось продать только одну картину. По иронии судьбы, столетие спустя его картины уходят за десятки миллионов долларов.
Полотно включено в постоянную экспозицию известной японской художественной галереи Menard.