Владимир Маковский затронул в картине «На бульваре», написанной им в 1877 году, одну из самых острых проблем в России того времени, которая сейчас может показаться далекой и неактуальной, но современникам должна была казаться вполне типичной.
Основная проблема с картиной — выезд фермеров в город на работу. Кормилец был вынужден покинуть семью: родителей, жену, детей, жизнь без них нарушилась, семейные связи ослабли и даже исчезли, а привычные устои деревенского мира рухнули, как патриархальный
мир.
Главные герои произведения «На бульваре» — жена, приехавшая к молодому мужу в Москву и сам мужчина, который, как и многие другие, уехал в город работать и изменился до неузнаваемости. Такие перемены в поведении верующих удивили и огорчили девушку, пришедшую с надеждой поделиться с мужем всем, что она накопила. Но дойдя до бульвара и присев на скамейку, он как будто и не замечает любимую.
Городская жизнь овладела им: вот он, глуповатый и пьяный, вальяжно отдыхает, играет на губной гармошке, думая ни о чем и ни о ком, кроме себя и своей внешности. Он румяный и самодовольный, чего нельзя сказать о его жене: опечаленная непоправимыми переменами, она приседает и в безысходности смотрит вдаль. Может быть, она стыдится своего любимого, может быть, сожалеет о потере своей второй половинки, и конечно ей очень тяжело осознавать, что она бесполезна для этого человека. Вся картина разворачивается на фоне осеннего городского пейзажа: деревья с опавшими листьями, серое небо и крыши с небольшими пятнами снега; что добавляет еще больше драматизма.
Небольшое по размеру и сюжету полотно содержит множество мыслей, переживаний и наблюдений художника. Да, образ несколько не актуален сегодня, но это не мешает проникнуться идеей и сочувствием к девушкам того времени, оказавшимся в подобной ситуации, а также их семьям.