В. Э. Маковский писал прекрасные жанровые сценки, порой уличающие в пороках общества. Русский проективно сочувствием к язвам объявленной художником жизни, мельчайшими следами боли и мертей.
Картина «Не пущу» рассказывает нам о пагубной склонности к алкоголю. Работы проводились в 1892 году, когда многие деревни отошли к городу. Зрители видят ограниченные рамки картины города.
Забор выстроенными вдал блоками – с уходом реалистичной перспективы;
над ним высятся стоящие подаль многотажки. На ближней стороне — уличный фонарь и открытые двери таверны с яркой вывеской: «Пиво».
На переднем плане изображены три человеческие фигуры. Женская фигура загораживает вход в паб. Мальчик схватил женщину за юбку. Они перевели взгляды на человека, стоящего напротив. Это муж и отец, высокий мужчина средних лет, в ветхой, грязной и рваной одежде.
Забулдыга нацелился попасть в паб и, кажется, смотрит на жену, которая с ненавистью его останавливает. Женщина с отчаянием и ужасом в глазах не хочет толкать мужчину. Сын с жалостью обнимает мать, его грустные глаза не касаются питья отца.
Маковский отказывается изображать вредные привычки в ореоле эстетики и романтизма. Только правду, пусть даже очень горькую, видят зрители в картине «Не отпущу»: трагедия забытой любви, драма детского одиночества и ужас морального и физического облика человека кто во власти алкоголя.
Картина написана в стиле реализм, жанр – жанровая картина. Грустное настроение художник передал серыми, тусклыми красками. Землистые и грязно-зеленые оттенки придают атмосфере полотна оттенок болезненности и обреченности.
Драма усиливается показным одиночеством семейной пары: ни одной живой души, ни одного намека на спасение в поле зрения.