Б. Е. Маковский — типичный представитель передвижного течения в живописи. Созданные им полотна обращают внимание зрителя на обделенных жизнью обычных людей, передают их маленькие радости, переживания и заботы. Центральная фигура почти на всех картинах Маковского – бедняки и нищие, лишенные средств к существованию и внимания со стороны близких. Для таких людей доша — единственное место, где они могут обрести временный покой, крышу над головой и пищу.
Центральное место на картине
присваивается людям, одетым в жалкие лохмотья. Они прижались друг к другу на заснеженной улице, пытаясь согреться хотя бы теплом тел друг друга. Одни из них двигаются, другие замерли в длинной очереди, которая тянется к дверям будки. Желающих туда поехать слишком много, и мест, наверное, на всех не хватит. Люди, которые тонут в сугробах, прекрасно осознают свое незавидное положение, но не теряют надежды.
Изможденные лица людей задумчивы и печальны. У каждого из них есть своя история, приведшая к такому незавидному положению. Среди них и безудержные пьяницы, и те, кто оказался на улице за долги, и те, у кого никогда не было собственного жилья из-за социальной несправедливости и бесчеловечности окружающих.
Особого внимания заслуживает согнутая фигура старика на переднем плане картины.
Мужчина одет в потертое пальто и широкополую черную шляпу, видавшую лучшие времена. Лицо старика покраснело от холода, короткие штаны не прикрывают голых ног, в правой руке зажата черная папка. Рядом со стариком замер такой же нищий, как и он, ожидая, когда он принесет ему желанный огонь, чтобы зажечь сигарету.
Зрители, знакомые с творчеством Маковского, легко узнают в этом старике А. К. Саврасова. Последние дни знаменитого живописца были омрачены нищетой и одиночеством. Мелкие заказы, которые ему удавалось получить, не позволяли снимать жилье, заставляя скитаться по ночлежкам. Полотно проникнуто духом реализма, стремлением передать боль и жалость, которые испытывал художник к обездоленным людям. Дата написания картины 1889 год.