Тернер – британский художник, импрессионист и пристрастный романист, в картинах которого часто прослеживается тема человеческого бессилия и несовершенства, написанных без горечи или презрения, а наоборот с искренней любовью или лукавой иронией.
Человек среди мира мал, человек почти ничего не может сделать, когда ветры перемен несут его, как перышко, от события к событию. Но он остается человеком, вещью в себе, личностью в конце концов. Тернер отдавал предпочтение историческому жанру, пейзажам и редким жанровым сценам.
«Бездельничать»
— одна из его редких картин, на которых люди изображены не в природе, а в мире, который они создали для себя. Этим объясняется несколько нехарактерная манера письма — по сравнению с кристально чистыми, трепетными пейзажами «Салон» написан нарочито грубо, расплывчато, так что невозможно не увидеть ни единого лица, можно лишь угадывать смутные тени в смутной обстановке. Женщина полулежала в кресле, с лицом, как соус. Кто-то, похожий на моржа, распластался по дивану.
Еще три женщины за маленьким круглым столиком, все безликие, все размытые и нечеткие. Люди предаются отдыху и болтают ни о чем — и в этом они как бы расплываются, становятся тусклыми и пустыми, без отчетливости и запоминающихся черт. Все со своими прическами, со своими беспокойными руками, со своим отсутствием смысла устали от пустой болтовни и глупого щебетания. Все сами не понимают, зачем они сюда пришли, но старательно скрывают это недоразумение и делают вид, что поглощены вечером.
«Салон» высмеивает праздных и болтливых, в то же время сочувствуя им — их жизнь настолько пуста, что даже лица не различишь. А те, кто завтра выйдет из салона, даже не вспомнят, о чем говорили, чего хотели, кого обсуждали. Все это неважно и обсуждалось просто так, чтобы как-то сделать вид, что жизнь имеет смысл.