Зинаида Серебрякова – одна из первых русских художниц, вписавших себя в историю живописи. Ее творчество, не поддавшееся никакому влиянию, достаточно самостоятельно и самобытно.
Картина «Автопортрет с дочерьми» написана быстро, легко. Впечатление двух юных дочерей, уловивших момент, прижавшихся к матери, когда та решила передохнуть, в рабочей рубашке и с кисточками в руках. Лица, волосы — пропечатаны не так тщательно, а ровно, объемно, академически, как на этюдах старых мастеров, а в одежде и фоне
видна незаконченность и небрежность, что придает образу больше современности.
Девочки на вид лет семи-восьми, одеты в «тельняшку», которую в те годы часто можно было встретить на детях. Матери около 35 лет, но ее лицо выглядит таким же юным — таким же юным — как и обнимающие ее девушки. Лицо вытянутое, прямой длинный нос, красивая шея, а в чертах и во внешности видна простота, благородство и скромность. Взгляд открытый, добрый и чистый, глубокий. Автопортрет – это такое личное произведение художника, где он может наиболее ярко и отчетливо показать свой духовный внутренний мир и выразить себя так, как мы можем его не знать.
Дети, обнявшие ее, говорят, что она не представляет своей жизни без них, они важная часть ее самой. В этом выражается ее женская природа, ее сущность. В самом деле, как есть — Серебрякова после смерти любимого мужа не видела радости ни в чем, кроме своих детей — их существование ободряло ее, давало ей силы, жизнь. Это видно по тому, как часто она изображала своих детей на ряде полотен.
Дети – одна из главных тем ее картин. Кстати, Серебрякова приходилась внучкой самому Бенуа. Благодаря связям ей даже предлагали должность профессора в Академии художеств, но она скромно отказалась.