Зинаида Серебрякова родилась в селе Нескучно Харьковской губернии в семье известных архитекторов и художников Ленсере-Бенуа. Девушка унаследовала яркий творческий талант своей семьи и после окончания гимназии отправляется на стажировку в Италию, учится живописи в академии в Париже.
В 1905 году Зинаида вышла замуж за Бориса Серебрякова, в счастливом браке с которым родила четверых детей. Семья живет в Петербурге, на лето выбирают родовое поместье в Нескучно. В доме Серебряковых царит гармония, душевное тепло,
любовь, уважение и бережное отношение друг к другу.
В эти счастливые годы Зинаида много и упорно работает. Ее статус человека и художника под влиянием общего настроения в творческой среде на поиск идеалов гуманизма, великих и героических образов вылился в десятки замечательных картин, наполненных добром и радостью, красочных пейзажей, ярких образов простые крестьянки и дети.
Одной из самых известных ее работ является автопортрет «На унитазе», где художница изобразила себя перед зеркалом, небрежно улыбаясь и расчесывая волосы. В это же время она пишет, чтобы изменить композицию и протретров сивой детей. Два старших сына, Евгений и Александр, и младшие девочки, Тата и Катя, с милыми лицами, с бесконечной любовью и нежностью исполненные талантливой матерью, освещают самые обычные сцены повседневной жизни – чаепития на террасе, приготовление обеда, ожидание на завтрак, играя на пианино. Все в этих картинах дышит счастьем и гостеприимством в большом дружном доме, и никто еще не знает, как трагично сложится их судьба.
Революция застала Серебрякову в Харькове. В 1919 году муж Зинаиды внезапно умирает, заразившись сыпным тифом, и она остается с детьми и старухой матерью без денег и работы. В поисках выхода Серебряковы уезжают в Петроград, затем Зинаида едет в Париж для организации выставки. Однако вскоре Советская Россия опускает железный занавес, и возвращение на родину для художника становится невозможным. Родственникам и друзьям с большим трудом удается перевезти двоих из четверых детей в Париж – Сашу и Катю, остальные дети – Евгения и Татьяна Зинаида увидят ее только через 36 лет.
Портрет Жени – шальшорго сына – Зинаида Серебрякова пишет в 1917 году. Словно предчувствуя скорую разлуку, художник изобразил мальчика в нехарактерно сдержанных, даже мрачных тонах, не акцентируя внимания на деталях интерьера и обстановки. Мальчик изображен в профиль и не смотрит на зрителя. Руки его не заняты, он задумчиво и рассеянно смотрит на раскрытую перед ним книгу. Кроме простой белой кровати на заднем плане, на картине больше ничего нет.
Время не выбирает…