С 1913 года Владимир Татлин предпринимает первые революционные попытки создания этюдов на стыке двух родственных направлений искусства: скульптуры и живописи. Результатом художественных экспериментов стали «контррельефы». Готовые изобразительные конструкции своим появлением ознаменовали новый крутой поворот в творческой деятельности дизайнера. Раньше он занимался фигуративной живописью и был прежде всего известен как театральный художник.
В своей мастерской Татлин из живописца превратился в инженера: вместо кистей
и масляной краской, его окружали молотки, станки, пилы и другие инструменты.
Весной 1914 года в Москве уже открылась первая выставка мастерского «материального отбора». Экспонаты представляли собой объемные картины, элементы которых были разной формы, материала и крепились к основе. Художник акцентировал внимание на характере поверхности материала и его фактурных свойствах.
Кубизм, заложенный в начале ХХ века в творчестве живописцев, трансформировался Татлиным в рельефные композиции металлических конструкций, деревянных плоскостей, стекла и гипса. Невидимые ранее сочетания в работах создавали особый эстетический эффект. Конструктивизм стал для дизайнера новым видением окружающего мира: пластическим, пространственным, скульптурным…
Самому термину «рельеф» в искусстве противопоставляется «рельеф» — античная и средневековая традиции в искусстве. Необычные сооружения, несомненно, тоже грандиозны и красивы, но по-другому – завораживает логика их построения и убедительная законченность. Когда смотришь на выставки Татлина, видишь скелеты городов будущего, их несокрушимые основания и смелое стремление к небу и космосу.
«Мотрельеффер» — это своего рода художественный мост между классической живописью и авангардной архитектурой, устремленный в будущее.