»Рабочий и колхозница» — олицетворение советской истории, ее идеалов и социальной направленности. Памятник состоит из двух фигур — девушки и юноши, которые держат над головами символы пролетарской власти — серп и молот. Скульптура занимает почетное место в истории монументального искусства Советского Союза и «родная» для жителей постсоветского пространства.
Известный архитектор Борис Иофан, черпавший вдохновение в выдающихся скульптурах Древней Греции и Рима, разработал концепцию создания такого памятника, но
с «советским» шармом. В 1936 году был организован конкурс на лучший проект статуи. Среди работ талантливых скульпторов особенно выделялся эскиз Веры Мухиной, который породил идею грандиозного памятника.
Сначала была изготовлена уменьшенная модель памятника высотой 1,6 м. При строительстве этот образец планировалось увеличить в 15 раз. Строительство памятника проходило на заводе машиностроения и металлообработки с привлечением большого количества рабочих. Впервые для памятника был использован новый материал – нержавеющая сталь.
Поскольку статуя была громоздкой, для каждой детали были сооружены деревянные шаблоны, которые использовались в качестве каркаса для стальных пластин. Для соединения элементов статуи было испробовано новшество того времени — технология электросварки. На создание памятника ушло 3,5 месяца, и кропотливая работа полностью себя оправдала. Несмотря на трудности транспортировки гигантского памятника, в 1937 году его доставили в Париж и представили монументальное искусство Советского Союза.
Когда скульптуру вернули на родину, вопрос о размещении статуи долгое время оставался открытым. После реконструкции памятник «Рабочий и колхозница» был установлен на 11-метровом постаменте и размещен у северного входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку — ВДНХ. Образ памятника был разработан настолько удачно, что советская киностудия «Мосфильм» вскоре стала использовать его в качестве эмблемы.