Огюст Рене Роден – скульптор-новатор, импрессионист. Для Родена важно воспроизвести в скульптуре чувства, впечатления, отразить реальный мир, его разнообразие и подвижность. Получив заказ от правительства в 1885 году на создание ворот Государственного музея Франции, Роден через три года приступил к работе, но так и не закончил ее. «Врата ада» можно назвать делом всей жизни, которое сегодня занимает заслуженное место в музее Родена.
Идея Родена фантастична и нестандартна. Он восхищался «Божественной комедией
Данте, сумевший передать словом жизнь после смерти. Силу мысли и мастерства Роден вложил в скульптуру, создав несравненные «Врата ада». Композиция включает 108 фигур, многие из которых стали отдельными скульптурами. Большинство фигур в композиции — варианты человеческих пороков, которые обязательно встанут перед дверями загробного мира.
В центральной части ворот мы видим знаменитого «Мыслителя», который печально смотрит на грешников, идущих к воротам. Вот пороки человечества: льстецы, насильники, самоубийцы, ростовщики. У каждого порока есть свое место, нет ни одной фигуры, на которой не было бы философской печати.
Роден работал над воротами двадцать семь лет, но так и не закончил их, потому что сама жизнь давала пищу для работы. Он постоянно комбинировал фигуры, менял местами, дополнял новыми разработками. В результате работа была отлита только после смерти автора на основе последней расширенной версии. Но кто может сказать, что Роден был бы доволен альтернативой? Жизнь сделала выбор за него.
Барельефные фигуры демонстрируют новый прием скульптора – эмоциональность. Невозможно равнодушно смотреть на произведение, которое как будто живет и дышит. «Врата ада» — завораживают, вызывают множество эмоций: страх, удивление, восхищение, неверие — ведь каждый однажды предстанет перед ними.