Сюжетом скульптуры «Аполлон и Дафна» послужил эпизод из известного мифологического произведения. Амур обиделся на Аполлона и решил его наказать. Он пронзил сердце героя стрелой любви, а сердце нимфы Дафны было поражено стрелой, которая, наоборот, губит любовь.
И вот однажды юноша увидел дочь речного бога Пенея и влюбился в нее. Но она стала убегать от Аполлона. Молодой человек долго пытался поймать девушку, но ему это не удавалось. Через некоторое время Дафна попросила помощи у своего отца и у матери-богини земли.
Они превратили свою дочь в лавровое дерево.
И скульптура Бернини изображает это стремление и превращение девушки в дерево. «Аполлон и Дафна» — сложный пластический образ стремительного движения. Это должно быть видно со всех сторон.
Каждый раз можно заметить что-то новое в композиции. Если вы посмотрите на скульптуру впервые, то увидите, как Аполлон гонится за Дафной. Но через некоторое время вы начинаете замечать волшебное превращение живого существа в дерево. Перед тобой еще красивая нимфа, а руки уже превращаются в веточки и листья. И ноги начинают врастать в землю.
Бернини виртуозно владел своим резцом, поэтому все локоны на волосах девушки вырезаны так деликатно, переход тела в кору дерева. Он также умел правильно полировать мраморную поверхность, чтобы показать красоту и величие своей работы.
Скульптура наполнена жизнью и меняется под взглядами людей. Если подойти к ней слева, то можно увидеть радость молодого человека от того, что он поймал побег, а также страх в глазах девушки. Все лицо меняет форму композиции: Дафна уже не так волнуется, но Аполлон приходит в ужас и отчаяние охватывает его.
Этот художественный эффект Бернини использовал в своем творчестве. Он сочетал в ней противоречивые принципы образов.