Описание скульптуры Джованни Лоренцо Бернини «Фонтан четырех рек»

Описание скульптуры Джованни Лоренцо Бернини «Фонтан четырех рек»

Одно из самых величественных творений Бернини находится в Риме на площади Навона. В центре — обелиск (правда, он псевдоегипетский и к скульптуре мастера отношения не имеет). Интересен тот факт, что Бернини не был допущен к конкурсу на разработку проекта установки обелиска. Но тщеславие папы Иннокентия X помогло Бернини воплотить свое творение в жизнь. Увидев проект скульптора, Папа решил доверить работу ему, а не Борромини, как планировалось ранее.

Фонтан привлекает внимание изяществом скульптуры,

из которых состоит композиция, их органичное расположение и идеально сочетающиеся формы. Фонтан органично вписался в архитектурный ансамбль площади — его сейчас сложно представить без скульптуры Бернини в центре.

Свое название скульптура получила с легкой руки мастера, решившего соединить в своем творении 4 реки со всего мира. Здесь воплотились Нил, считающийся сердцем Африки, Ганг, священная для индусов река, Дунай, как самая крупная река Европы (известная в то время), и маленькая речка Ла-Плата, символизировавшая Новый мир.

На этом символика скульптур не заканчивается: положение речных духов, их движения и одежда рассказывают целую историю. Скульптура духа Дуная несет на себе символ папской власти и герб семьи Памфилов, находившейся у власти в то время. Бернини поместил золотые монеты рядом с духом реки Ла-Плата, потому что Новый Свет был очень богат.

Дух Нила покрыт пеленой, вернее, лица его не видно. Причин для такого решения было две: еще не выяснили, откуда берет начало эта река, и в знак уважения к творениям противника Борромини. Лицо духа Нила обращено к церкви Сант-Аньезе, архитектором которой был Борромини. Опасаясь, что фасад здания может рухнуть, Бернини тем самым выказал свое уважение к творчеству своего оппонента.

Также известно, что скульптор не работал со статуями самостоятельно. Их выполнили его ученики, следуя эскизам и точным указаниям учителя. Бернини создал проект и руководил его реализацией. Возможно, в этом была причина отсутствия беспримерной пластичности в движениях статуй, которая всегда была присуща работам самого Бернини.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий