Известный скульптор работал над своей скульптурой несколько лет. Он начал работу в 1874 году, которую выполнил одновременно с изображением Христа. В 1879 году Антакольский создал бюст, к которому впоследствии использовал несколько эскизов, а в 1883 году воплотил свою идею в жизнь. В 1897 году Эрмитаж получил в свою коллекцию работы знаменитого скульптора.
Создание дьявола, который постоянно искушает человека, испытывает его, ставит своей задачей завладеть человеческой душой, всегда интересовало гения. Антакольский
воспринял свою интерпретацию у Гёте из его знаменитого «Фауста», который изображался не только искусителем, но и разрушителем и отрицателем целостности мировоззрения.
Скульптор переводит литературного героя в образ. Тогда он немного отходит от гетевского героя и дает ему свое видение, понимание. Они передают ему характеристики своего общества. Он изображен нервным, больным, раздраженным, таким художник видит общество своего времени. Скульптура вышла не только источником зла, но и источником внутренних переживаний, пустоты, раздражения. Антакольский изображает его обнаженным, лишенным всякой одежды, тем самым обнажая проблемы общества.
В скульптуре Антакольского прослеживаются довольно сложные отношения добра и зла. Острота тела, длинные пальцы, торчащие ключицы, чрезмерно заостренное лицо — все это выглядит как нагромождение отрицательной энергии. Поза внешне выглядит неустойчивой, напряженной, очень близкой к образу смерти. В этом образе все отрицает жизнь: и вечно застывшая улыбка усталости, и сжатые губы, и острая борода. Кажется, что он потерял активность лишь на мгновение, он словно затаился в ожидании новой жертвы, из которой можно извлечь душу навечно.