Микеланджело Буонарроти – тот редкий тип творца, чьи произведения снискали большую известность еще при жизни автора. Сын обедневшего дворянина, он гордился своим происхождением. Произведения Буонарроти оставили глубокий след во всей культуре Возрождения, а также в мировом искусстве в целом. Занимаясь одновременно живописью и архитектурой, создавая поэтические и философские произведения, Микеланджело прежде всего был еще гениальным скульптором. Он прожил долгую жизнь — почти девяносто лет,
и пережил тринадцать Pap. По большинству из них он выполнял различные заказы.
Создание гробницы Медичи изначально было идеей папы Льва Десятого (настоящее имя Джованни Медичи). Он должен был стать памятником брату Льва Десятого Джулиано Медичи и его племяннику Лоренцо. Оба они умерли молодыми и прославились тем, что первый из Медичи получил герцогские титулы. Но в итоге заказчиком похоронного сооружения стал следующий Папа Римский Климент Севен, тоже член семьи Медичи. В момент создания скульптуры для могилы во Флоренции вспыхнула революция. Создавая образы, украшающие гробницу, творец больше думал о гибели и разрушении родного города, чем о смерти, постигшей юную герцогиню.
Скульптура Лоренцо не имеет прямого сходства с его сохранившимися портретами; Для создания этой работы Микеланджело использовал такой художественный прием, как идеализация. Юноша полон величия и благородства, а его задумчивая, расслабленная поза подчеркивает красоту фигуры. Левая рука подпирает подбродок, а локтем опирается на копилку с монетами; правая – манерно упирается в федро. Голову Лоренцо украшает шлем, похожий на те, что носили знаменитые древнеримские военачальники. Однако зоологическое происхождение украшений шлема и тени, отбрасываемой этим головным убором на лицо, очень схожи. По мнению некоторых исследователей, морфология шлема свидетельствует о том, что герцог Медичи умер, не имея здорового ума. Другие ученые утверждают, что статуи Лоренцо и Джулиано, находящиеся в ризнице, были перепутаны, а истинной статуей Лоренцо является более искусно проработанная статуя Джулиано, расположенная прямо напротив. Эти работы были установлены уже после отъезда Микеланджело из города, а потому такой поворот событий весьма вероятен. Внешний вид второй статуи больше напоминает мне натурные портреты Лоренцо Медичи.
Под статуей герцога находятся две аллегорические фигуры, символизирующие Утро и Вечер. Это мужчина и женщина идеальных пропорций, которые вместе со статуей Лоренцо составляют равносторонний треугольник, но Утро и Вечер выдвинуты вперед относительно Лоренцо. Все три скульптуры имеют натуралистический размер, соответствующий размерам человеческого тела. Фигуры изображены в естественных, но очень напряженных позах, как будто с трудом держатся телами на крышке гробницы; на их лицах – глубокая скорбь. Утро, прекрасная женщина, с видимой неохотой пробуджается от сна – видит ее. Вечер, молодой мускулистый мужчина, обычного вида, готовый ко сну. Все скульптуры в гробнице Медичи изображены без зрачков.