Микеланджело выполнил в 1513-1516 годах 2 мраморные скульптуры: «Умирающий раб» и «Связанный раб». Последнего многие современники называли «мятежным рабом» за порыв изображаемой фигуры к свободе. Оно передается здесь в телодвижениях, в напряженных мышцах и в мимике. Статуя предназначена для рассмотрения с разных сторон, что позволяет зрителю убедиться в пластическом богатстве и выразительности статуи. Если обойти статую справа налево, можно наблюдать трагическую последовательность битвы. Появляется перед глазами
образ, развивающийся в течение определенного периода времени, который сначала предстает перед зрителем в бессильном состоянии. Фигура находится в вертикальном положении только потому, что прикована цепью. Запрокинутая голова выражает страдание мужчины. Но достаточно сделать несколько шагов по кругу, как статуя начинает крепнуть, набираться сил, а мышцы начинают расти.
В финале зритель не мученик, а настоящий герой. Его голова больше не символизирует страдание — она гордо поднята. Сила узника поразительна: еще немного, и он разорвет цепи руками. Но чем дальше влево перемещается зритель, тем сильнее ослабевает эффект: скульптура теряет силу, мышцы становятся менее сильными, а лицо приобретает черты страдания.
Микеланджело подготовил скульптуры специально для надгробия Юлия II. Но в итоге отдали предпочтение более скромному варианту без большого количества скульптур. Впоследствии обе скульптуры были переданы Роберто Строцци, а затем королю Франции. Их нынешнее местонахождение — Лувр.