Сергей Тимофеевич Конёнков прожил долгую жизнь — почти столетие. Еще до революции критики называли молодого скульптора «русским Роденом». В своих работах он использовал много дерева, и обрабатывал его так же, как народная резьба. Одна из первых в России начала изображать обнаженное женское тело в скульптуре. Его экспрессивные и динамичные персонажи всегда поражали воображение современников, привыкших к обычным жанровым сюжетам скульптурных произведений.
Из притязаний на творчество
Коненкову, по сути, это было «нарушение пропорций». Но для мастера эмоциональность и духовная реалистичность скульптур всегда оставались гораздо важнее точного следования математическим расчетам.
Скульптура «Камнелом» была создана мастером в начале девятнадцатого и двадцатого веков. Это одно из ярчайших произведений русского скульптурного искусства, прославляющее трудолюбие. Композиция статуи динамична и выразительна. Голова и руки тренируются лучше остальных элементов. Такое расположение зрительного образа позволяет ценителям ощутить внутреннюю силу человека, не разрушенную лишениями и тяжелым ремесленным трудом. Черты лица героя передают сложный внутренний образ — за мыслями угадывается великий духовный труд и пробуждение самосознания мастера.
Скульптору позировал рабочий Иван Куприн — его густые, нахмуренные брови и общие морщины произвели на творца большое впечатление. Работая над картиной, рабочий беседовал с мастером о том, что давно занимало воображение Сергея Тимофеевича. В частности, Куприн поразил Коненкова предсказанием, что вскоре вся страна будет отдана крестьянам даром. Скульптура произвела в свое время настоящий фурор, но незамысловатый реализм этого творения поражает зрителя и по сей день.