Лейтмотив музыки стал для Коненкова сквозной темой, он создал ряд портретов известных композиторов, знаменитых певцов, талантливых исполнителей, неоднократно обращался к образу великого итальянца. Однажды на книжной ярмарке он обнаружил старинную литографию с репродукцией портрета Никколо Паганини, в музыке которого он почувствовал пламя, выжигающее гнев, который помог преодолеть жизненные трудности, он испытал бешеный творческий подъем. Бунтарский дух композитора отразил революционную
время в нашей стране.
Старая гравюра помогла кристаллизовать образ итальянца в комнате скульптора. Представляя смычок Паганини, Конёнков извлекал страстные темпераментные звуки, трогавшие сердце и душу. Скульптору удается облечь в телесный образ бурное движение смычка и всплески просветления скрипичного гения. Он считает, что глина слишком тяжелая для такой картины.
Художник изображает чудесное, грустное, порывистое и одухотворенное лицо музыканта с вытянутым крючковатым носом и проницательными глазами под густыми нависшими бровями, обрамленными длинными волосами. Впервые в своем творчестве художник замечает руки модели, из-под его инструментов выходит импульсивная, изящная, тонкая кисть, имеющая большое значение в композиции картины. Мотив Паганини пронизывал весь творческий процесс Коненкова, который очень ценил оригинальную гипсовую повязку первой скульптуры и бережно к ней относился. Через 46 лет из него сделали бронзовую статую, а затем, в 1906 году, мастер мечтал высечь ее из мрамора.
Конёнков показал великого итальянца в тот момент, когда он прижал к плечу скрипку, мгновение назад оторвав смычок от струн, и закончил мелодию. Взгляд скрипача устремлен на струны инструмента, а в воздухе еще продолжают звучать последние отголоски божественных звуков. После выставки, на которой была представлена скульптура, Д. Н. Рябушинский купил ее и запер в своем особняке, спрятав перед эмиграцией так, что до сих пор никто не смог найти. Конёнков неоднократно возвращался к образу своего персонажа, а спустя полвека создал другую версию — уже из дерева.