Описание картины:
Новаторство Сандро Боттичелли, одного из виднейших деятелей европейского Возрождения, заключается не только в совершенно иной трактовке действия, но и в развитии «технического арсенала». Художник стал использовать более совершенные цвета, и благодаря этому колорит картин стал богаче, а очертания фигур приобрели изысканный вид. Только по его творчеству можно заметить: раннее Возрождение смело вступает в свою совершенную стадию — период Высокого Возрождения. Именно в это время создается картина «Жалоба Христа», удивительная своей реалистичностью и композиционным построением.
В те времена было принято изображать религиозные сюжеты в соответствии с определенными канонами. Одухотворенность, возвышенность, смирение, аскетизм — вот характерные черты произведений на библейские темы. Но Боттичелли сделал большой шаг в сторону психологии, «очеловечив» своих героев. Эта картина яркое тому доказательство.
Действие в картине происходит после казни Христа. Распятого мученика окружают близкие люди — здесь ученики-апостолы, матушка, Мария Магдалина. Иоанн и Мария держат бездыханное тело, один из апостолов прижимает к ним голову Иисуса, Магдалина держится за ноги Спасителя и с невыносимой тоской рассматривает раны на лице. Вокруг этой центральной группы стоят Петр, Павел, Иероним. Они грустные, но достаточно сдержанные.
По эмоциональному посылу это не фоторассказ, а фотонастроение. Эмоции, а именно горе, утрата, горе, доминируют здесь в повествовании. Зритель невольно вовлекается в разыгрываемую перед ним сцену и действительно страдает вместе со святыми.
Нельзя не заметить, как удачно Боттичелли построил многофигурную композицию. Это своеобразная пирамида, которая воспринимается как единое целое. Вершина пирамиды — убитое горем лицо матери.
У Иеронима в руке камень, который он прижимает к груди, Павел изображен с мечом, намекая на судьбу мученика. Все персонажи, несмотря на их «говорящие» лица, словно замерли от горя и страдания. Лицо Христа устало и смиренно, зритель воспринимает его скорее спящим, чем мертвым. Возможно, сам Боттичелли хотел добиться такого эффекта, а может быть, знание того, что будет дальше — Иисус воскреснет и вознесется на небо, бессознательно играет с нами, «оживляет» Спасителя.
Картина считается одной из самых сильных в биографии живописца, несмотря на то, что более известны «Весна» и «Рождение Венеры», поскольку язык Боттичелли никогда не был более красноречивым и многозначительным.
Другие картины Сандро Боттичелли
Поклонение волхвов
Наш
Рождение Венеры
Наказание со стороны Кореи, Датана и Авирона
Алтарь Сан-Марко
Афина и Кентавр
Объявление
Ужин Настаджио у Онисти
Венера и Марс
Мадонна дель Магнификат
Портрет Симонетты Веспуччи
Мадонна с книгой
Портрет Данте
Клевета
Таинственное Рождество
Святой Себастьян
Мадонна с младенцем
Благовещение Честелло
Мадонна с младенцем и ангелом
Сопротивление
Портрет молодой женщины
Портрет неизвестного с медалью
Мадонна с младенцем и двумя ангелами
Возвращение Джудит
Мадонна во славе
Пьета
Бездна ада