Описание картины:
Москвич Константин Маковский оказался в Петербурге по призванию – он приехал учиться в Академию художеств после окончания Московского училища живописи. В 1857 году начинающий художник, уже награжденный серебряной медалью за рисунок с натуры, отправился в столицу.
В студенческие годы Маковский много практиковался в построении композиций, оттачивая технику и прибегая в основном к жанровым сценам. Произведение «Петербургский дворик» относится к периоду становления художника, но в нем уже проявляется талант молодого писателя.
На снимке классический малый дворик в Петербурге – невысокие домики с маленькими окошками, которые окружают со всех сторон, образуя колодец. Группа людей стоит посреди заснеженного сада. В центре молодой уличный торговец, который ходит по улицам, продавая свои простые товары. По обе стороны от мальчика стоят двое бородатых мужчин, один из которых смотрит на зрителя, а другой смотрит на нас в профиль. Одежда мужчин существенно отличается: герой справа носит теплое пальто и валенки, а вот другой может похвастаться только сапогами и тонким пальто.
То, что юная героиня действия показывает нам очень холодно на улице, находится справа. Девушка вся съежилась, скрестив руки, даже скрестив ноги.
Что же касается техники письма, то внимательный зритель заметит у Маковского неоднородность. Все персонажи прорисованы с особой тщательностью, а снег, покрывающий двор, изображен размашистыми мазками, местами даже несколько неряшливо – особенно пространство между девушкой и крестьянином в армянском пальто. Однако именно эти размашистые движения и создают сверкающую снежную игру на холодном неприветливом солнце.
Обращает на себя внимание еще один фрагмент картины — это снег на крыше желтого дома. Розовые отсветы солнца, ровно лежащие на снежной шапке дома, подсказывают зрителю, что действие происходит ранним утром.
В картине можно заметить некоторую статичность персонажей и упрощенное композиционное построение — более поздние работы Маковского будут отличаться более смелыми решениями, многофигурными композициями и филигранной техникой. Но и сейчас на этом полотне можно увидеть огромный потенциал студента художественной академии, которому свойственны внимательность, тщательный подбор палитры и стремление найти красоту в повседневных сюжетах.
Пройдет совсем немного времени, и прилежный юноша станет «моим художником» для императора, «гениальным Костей» для друзей и еще одной исключительной страницей в истории русской живописи.
Другие картины Константина Маковского
Портрет Марии Николаевны
Семейный портрет
У открытого окна
Русалки
Боярская свадьба
Дети бегут от бури
Дата
Вниз по проходу
Боярин у окна
Смерть Ивана Грозного
Русская красавица
Обращение Минина к жителям Нижнего Новгорода
Боярышник
Девушка в костюме Флоры