Описание картины:
Картина Николая Николаевича Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» рассказывает о мучениях, которым подвергал сына собственный отец.
В 1860-е годы в отечественном искусстве господствовал стиль бытовой драмы в изображении сюжетов русской истории. Н. Н. Ге не писал в таких традициях. Он изображал исторический конфликт, прописывая чисто психологические элементы, характер и настроение героев. Полотно стало новым направлением, поскольку в нем не было эффектных массовок и утрированных жестов.
Художник объяснил, что 10 лет, проведенных в Италии, повлияли на его видение России: везде и во всем были следы петровских реформ. Его заинтересовала история Петра, что и подтолкнуло его к созданию этого полотна.
Сыграл роль богатый опыт Николая Ге, художника-портретиста, — он умел создавать убедительные психологические образы персонажей. Глядя на картину, чувствуется сила давления от сурового взгляда Петра I, направленного на сына.
Смысл и значение картины
Изможденность принца и страх перед отцом хорошо переданы удлиненным, бледным лицом с заостренными чертами и взглядом в пол. Но впечатление его непослушания, безысходности, непризнания вины создается еще и благодаря прописанной межбровной складке.
Художник мастерски использовал технику освещения: контраст светотени отделяет фигуру принца, залитую бледным светом, от яркой фигуры его отца. Ге также использовал выдающееся композиционное решение: Алексей стоит, а Петр сидит, но доминирующий персонаж, император, заставляет сына кланяться.
Ге строго следовал требованиям достоверности исторической картины перед ее написанием: изучал портреты императора и князя, интерьеры и костюмы XVIII века; читайте исторические источники. Но художник разочаровался в этом стиле живописи, так как исторические личности не соответствовали его идеалам.
Другие картины Николая Николаевича Ге
Последний прием пищи
Что такое правда?
Суд царя Соломона
Суд Синедриона