Описание картины:
В истории русской культуры конца 19 — начала 20 веков Александр Николаевич Бенуа занимает особое место, это редкое явление, впитавшее в себя все многообразие творческой деятельности. Искусствовед, автор, иллюстратор, искусствовед.
Но он также одаренный художник, в акварелях которого есть свое неповторимое очарование, как в исполнении, так и в действии. Одна из них — «Петр Великий, созерцающий здание Петербурга», написанная в 1916 году.
Акварель выполнена автором в стиле модерн или модерн. Он смотрится очень органично, с простой и естественной композицией, в характерных для этого стиля приглушенных тонах, в табачных оттенках, подчеркивающих строгость холодного края.
Тема русской истории дорога Александру Бенуа, поэтому он часто возвращается к пушкинским образам, в том числе к рассказу о Медном всаднике.
Как необыкновенно мастерски запечатлен художником этот эпохальный момент. Фигура Петра Великого, высокая и решительная, гордо и одиноко стоит на берегу. Она вся устремлена вдаль, в будущее, которого не видит никто, кроме самого Петра. Он увлечен своей мечтой и не замечает ни тяжелых туч, ни холодных волн, ни прохладного ветра. Он видит город своей мечты, город своей жизни.
У пришедших с ним людей нет такой веры и такой силы, они холодны и не понимают, что может привлечь государя в этом пустынном, ветреном месте.
Благодаря таланту художника у зрителя вдруг возникает мысль, что художник изобразил на картине тот самый день, когда царь Петр I встал и принялся за настоящий обзор гениального плана строительства северного города. Именно так начинался Санкт-Петербург, ставший впоследствии самым красивым и впечатляющим городом мира. На берегу пустынных волн…
Другие картины Бенуа
Прогулка короля
Парад при Павле I
В Немецком квартале
Комната Петрушки
Строительство набережной в Базеле под дождем
Король ходил в любую погоду
Вариант фронтисписа