Описание картины:
Тинторетто был одним из многих, внесших значительный вклад в создание Марчианы. Святой Марк – самый популярный святой Венеции, был не только ее духовным и религиозным христианским небесным покровителем, но и мифологическим «гением места». Поэтому посвященные ему картины были реализацией некой государственной программы, неизменной на протяжении веков.
Во время вспышки молнии вся архитектура площади превращается в фантастическое спиритическое видение и превращается из ведуты с архитектурным обликом площади Сан-Марко в соучастника трагического события. В этой зрелой работе Тинторетто обозначил новый важный этап в венецианском искусстве – живописное мастерство в совершенном умении строить дальние планы, неожиданные ракурсы, создавать живую среду, показывать дыхание космоса в гармонии с человеком, сочетающееся с интенсивным поиск существенных и символических форм света. И здесь, несмотря на всю зрелищность композиций Тинторетты, возникает антитеатральный, антидекоративный эффект, всегда предполагающий известную меру отстраненности, — захватывающее дух ощущение присутствия грозных сил божественной стихии. Именно это вносит новое содержание в образный язык художника, преображает «миф Венеции», наполняет его драматизмом, отражая роковые перемены в судьбах города и государства. Обращает на себя внимание изображение верблюда: оно сделано естественно иллюзионистом, резко отличающим это животное от своих собратьев на картинах старшего поколения венецианского Возрождения. Здесь верблюд вовсе не кажется «атрибутом» записи для создания восточного антуража, угол поворота головы передает общее напряжение, которое пронизывает всю композицию беспокойными токами.
История мученической кончины Марка, рассказанная в «Золотой легенде» Якова Воррагинского, повествует о том, что евангелист был схвачен язычниками в пасхальное воскресенье во время праздничной литургии, затем протащен на веревке, обвязанной вокруг его шеи, по всему городу и заключен в темницу, где ночью явился страдальцу Христос, который, приветствовав его, утешил. На следующее утро пытки продолжались до последнего вздоха святого. Палачи намеревались сжечь растерзанный труп, но внезапно разразилась буря, град разогнал толпу, и христианам удалось унести погибшего за веру пастыря, чтобы похоронить его.
Картины Тинторетто
Леда и лебедь
Происхождение Млечного Пути
Крещение Христа
Автопортрет (ок. 1588 г)
Чудо Марка
Создание животных
Мадонна с тремя казначеями
Сусанна и старейшины
Распятие
Последний прием пищи
Христос омывает ноги своим ученикам