Описание картины:
Картины Мурильо отличаются убедительным натурализмом, сходным с произведениями других известных художников эпохи барокко, особенно Караваджо, Аннибале Карраччи, Веласкеса и Сурбарана. Драматическая светотень, которую использовали вышеупомянутые художники, до сих пор свидетельствует о молодости Мурильо. По мере развития стиля Бартоломе отказывался от болезненного реализма своих предшественников в пользу легкой, мягкой, часто сентиментальной сладости. Ранний стиль автора несет на себе печать его учителя — Кастелло, а затем самого популярного художника Севильи Сурбарана.
В эти годы Мурильо использует сильную светотень, повышенный драматизм, живой натурализм. Ранние работы также наделены характерным для испанской живописи сжатым, абстрактным, сценическим пространством. Бартоломе был известен своим умением рисовать невероятно реалистичные лица, их выражения, а также улавливать реалистичные детали, такие как грязь на подошвах босых ног (урок Караваджо, конечно). Мурильо восхищался его способностью улавливать мимолетные выражения лица. Поклонников его творчества переполняли эмоции героев, особенно улыбка.
Картина «Поклонение пастухов» написана примерно в 1646-1655 гг. У этой библейской истории много толкований, но суть одна. Пастухи собираются вокруг младенца Христа, чтобы преклониться перед ним и предложить ему свои дары: ягненка, несколько кур и корзину с яйцами. Сцена напоминает Поклонение волхвов новорожденному Иисусу. Композиция, техника, светотени отсылают к полотну земляка. Темный фон, насыщенные густые тона, рыжеватые в тенях, контрасты света и тени, подчеркнуто землистые, реальные персонажи — все напоминает полотно Риберы Хусепе. Который в свою очередь подражал Караваджо. Их работы объединяет еще и то, что библейские евангельские образы на полотнах изображались обычными людьми.
На полотне мы видим счастливую, совсем юную Марию, познавшую радость материнства. Она осторожно держит младенца и отворачивает простыню, чтобы гости могли ее увидеть. Это смысловой центр полотна. Вокруг матери и ребенка, среди них пожилая женщина, собрались пастухи. Крестьяне любуются младенцем, их взгляды полны благоговения. Даже живые дары, корова и овца, тесно следуют за Иисусом.
Другие картины Бартоломе Мурильо
Маленький нищий
Мальчик с собакой
Мадонна с младенцем
Мальчики с виноградом и дыней
Девушка с монетой
Девушка-продавщица фруктов
Непорочное зачатие
Мадонна с розарием
Объявление
Распятие Христа
Две женщины у окна
Две Троицы
Четыре фигуры на одном шагу
Мадонна Иммакулата
Готовим торты