Описание картины:
А. П. Антропов стоял у истоков жанра портрета в России. Его работы до сих пор несут в себе признаки анализа искусства: статичная поза, нейтральный фон и малоэмоциональное выражение лица. В то же время художник стремился показать подобие изображаемого человека и отразить его характер. Его портреты еще не столь изящны и мастерски исполнены, как портреты более поздних художников 18 века. Но в них есть свое очарование, присущее народному творчеству, и свой особый стиль.
Служа в Святейшем Синоде, Антропов написал ряд портретов священнослужителей. К таким произведениям относится образ архиепископа Гавриила Петрова. Преосвященный Гавриил был выдающейся личностью. В ранние годы, вступив на духовный путь, он всю жизнь трудился на благо церкви и отечества.
На момент написания портрета он имел сан архиепископа Санкт-Петербургского и Ревельского. Антропов изобразил его в черном раздвоенном животе и богато расшитом архиерейском одеянии. На груди висит драгоценная панагия и медаль члена комиссии по принятию проекта нового кодекса. Гавриил вошел туда как представитель Священного Синода. Пользовался большим уважением у Екатерины II как деятельный, честный и образованный человек. Правая рука архиепископа покоится на раскрытой книге, в левой он держит серебряный архиерейский посох. Мы видим умное лицо, живые темные глаза, скрывающие дружелюбную улыбку.
Несмотря на высокое звание, по воспоминаниям современников, владыка был скромен и воздержан в быту. Он боролся с пороками среди духовенства и много сделал для повышения уровня духовного образования. Был членом Академии наук и художеств. И даже сменил директора академии Е. Р. Дашкова.
К его заслугам можно отнести строительство Троицкого собора, появление института благочинных, открытие духовного училища в Кашине.
После председательствования в Новгородской и Санкт-Петербургской митрополии Гавриил отдал распоряжение о хранении древних книг, собранных по всей Новгородской епархии, в Софийском соборе, а также о нахождении и записи древних надписей в церквях. Так, в церкви св. Георгия в Старой Ладоге была обнаружена фреска XII века.
Картина хранится в Русском музее, куда она была перенесена в 1922 году из Александро-Невской лавры.
Другие картины Антропова
Портрет Трубецкого
Портрет Измайловой
Портрет Петра I
Портрет Петра III
Портрет Дубянского
Портрет Екатерины II
Портрет Румянцевой