Описание картины:
За свою жизнь художник создал несколько портретов великого ученого, прозванного «принцем гуманистов». Он создал первый портрет Эразма Роттердамского в возрасте 25 лет. Эта картина выполнена в очень сдержанной манере, которую современный человек назвал бы минималистской. Мыслитель изображен в профиль, на фоне зеленовато-оливковой стены без каких-либо деталей. Он носит типичный для своего времени темный головной убор, в свободном серо-коричневом плаще с пухлым объемным черным воротником. Благодаря сдержанной цветовой гамме и минимуму деталей все внимание зрителей приковано к профилю Эразма и его рукам, украшенным несколькими драгоценными кольцами. Он занят написанием одного из своих философских трактатов и, кажется, глубоко задумался.
В том же году мастер пишет еще один портрет Роттердама, но совершенно другой по стилю и манере изображения. В нем нет сухости и скованности первого изображения. Это богато декорированное полотно в глубоких, насыщенных тонах. Сам мыслитель изображен в традиционной для портретов позе — в повороте на три четверти. Фоном служит дальняя стена, украшенная бархатно-зеленой занавеской, резная деревянная полка с несколькими книгами в ценных переплетах и с прозрачным стеклянным сосудом наверху.
С другой стороны, богато украшенная колонна, выполненная в двух цветах, служит контрастом темному наряду Эразма. Он имеет рельеф, покрывающий не только столицу, но и все поверхности.
Изображаемый сидит со спокойным лицом и устремленным вдаль взглядом, положив руки на книгу – одну из своих композиций. Лицо и руки мастер намеренно выделяет более яркими, сияющими красками, поэтому внимание зрителей сосредотачивается на личности самого философа.
Эразм Роттердамский одет в богатую свободную одежду, щедро украшенную ярким рыжеватым мехом. Как и на большинстве картин Гольбейна Младшего, на этой также тщательно прорисованы детали. Мех прорисован настолько идеально, что, кажется, можно почувствовать его мягкость и пушистость. То же самое касается и всех деталей на полотне – они тщательно, точно и четко прописаны. В результате вся картина в маленьком размере становится настоящим шедевром живописи. Гольбейн еще при жизни считался блестящим рисовальщиком, перенеся свое уникальное мастерство в свои картины. Именно портреты прославили его на многие века.
Другие картины Ганса Гольбейна
Двойной портрет
Портрет французского посла
Портрет сэра Ричарда Саутуэлла
Автопортрет
Послы
Портрет Кристины Датской
Портрет купца
Мертвый Христос в могиле
Портрет Генриха VIII
Портрет Томаса Мора
Дармштадтская Мадонна