Описание картины:
А. П. Антропов, представитель русской барочной живописи, известен как один из основоположников портретного искусства. Антропову как официальному художнику Святейшего Синода приходилось рисовать священнослужителей. Примечателен его портрет протоиерея Ф.Я. Дубянского, хранящихся в Эрмитаже.
Федор Яковлевич Дубянский был влиятельной персоной в годы правления Елизаветы Петровны и Екатерины II. Уроженец Черниговщины и выходец из украинского духовенства Дубянский женился на дочери духовника царицы Елизаветы К. Шаргородской. После смерти тестя Ф унаследовал Я. Дубянского, по обычаю Белого духовенства, это место.
Благодаря своей близости к фавориту Елизаветы Петровны Алексею Разумовскому Дубянский пользовался большим влиянием при дворе. Императрица была примерной христианкой и всегда прислушивалась к советам своего духовника. Через Дубянского она передала свои распоряжения Святейшему Синоду. Он воспользовался своим положением и часто действовал вопреки мнению высшего духовного органа и даже вмешивался в назначение епископов.
Федор Яковлевич сохранил свое влияние и при вступлении на престол Екатерины II. Она была благодарна ему за то, что он когда-то помог ей избежать депортации за границу. В награду Екатерина II также сделала Дубянского своим духовником. В 1761 году Федор Яковлевич был возведен в дворянство, ему принадлежало 8000 крепостных, несколько имений и особняков. Дубянский слыл человеком широких взглядов и очень просвещенным для представителя духовенства.
Портрет написан Антроповым в год 70-летия протоиерея и пожалования ему дворянства. На нас смотрит крепкий уважающий себя старик с интеллигентной внешностью, крупными чертами лица и окладистой бородой. Левой рукой он опирается на пастуший посох с серебряным набалдашником, в правой держит свиток со словами из 145-го псалма «Хвалите, душа моя, Господа».
Его богатая одежда подчеркивает его новый статус дворянина и напоминает ему о его звании. В то время не существовало строгих правил ношения одежды священнослужителей. Дубянский носит бархатный зеленый костюм, отороченный золотым галуном с орнаментом, под ним желтая шелковая рубашка, подпоясанная богато вышитым кушаком. На груди нательный крест, украшенный драгоценными камнями. В те времена такие кресты могли носить только высшие представители духовенства.
Желто-зеленый колорит картины и статичная поза Дубянского отсылают нас к традициям иконописи и парсуны. Эти влияния остались сильными и в творчестве Антропова, стоявшего у истоков жанра русского портрета.
Другие картины Антропова
Портрет Трубецкого
Портрет Измайловой
Портрет Петра I
Портрет Петра III
Портрет Екатерины II
Портрет архиепископа Гавриила Петрова
Портрет Румянцевой