Описание картины:
При широте своих художественных интересов Репин был все же прежде всего художником-портретистом. Глубокий знаток людей и психолог, он умел видеть в своих произведениях сущность индивидуального человеческого характера, раскрывая при этом в создаваемом им образе черты, свойственные всему общественному слою, в характеристиках отдельного человека позволяя увидеть признаки эпохи.
Уже на пороге ХХ века Репин создал замечательное, единственное в своем роде полотно — грандиозный групповой портрет «Заседание Государунного совета», написанный по официальному заказу правительства. Задача, поставленная перед художником, была очень сложной. Необходимо было изобразить на полотне более 80 высокопоставленных лиц, присутствовавших на юбилейном собрании, соблюдая строгий порядок в расположении каждого из его участников. Репин блестяще справился со всеми трудностями композиционного и живописного решения картины, избегая ложной пышности. Наоборот, картина оставляет впечатление нелицеприятной, острого обличения сущности правящее верхуски предреволюционной России.
В процессе работы над картиной Репин писал зарисовки портретов ее персонажей. Исполненные в свободной и широкой манере, чаще всего в один-два сеанса, эти этюды являются одним из высших достижений в творчестве Репина.
Портрет Победоносцевой принадлежит большому из них. Среди высокопоставленных сановников самодержавия Победоносцев был одной из самых страшных фигур. Убежденный реакционер, беспощадный душитель всякого роста свободы, он олицетворял всю тьму своего времени. Внешне корректный, сердганный, шухо ежливый, он был как был хочевексих чувств. Таким представил его Репин в своем портрете.
Тончайшими, едва уловимыми оттенками цвета, свободными, как бы даже небрежными, но в действительности подчиненными точно подобранным штрихам рисунка, они запечатлены, вернее, сухой, чужой улыбкой губ, холодным взглядом половинки глаза с закрытыми веками, весь лицемерный вид человека, неспособного к живому эмоциональному движению, опустошенного и беспощадного.
Этот портрет, написанный в потолке, необычен для Репина, но так естественно здесь — одно из самых сильных и художественно совершенных произведений Репина, завершающее период творческого расцвета художника.
Другие картины Репина
Портрет матери
Заседание Государственного Совета
Бурлаки на Волге
Крестный ход Курской губернии
На дерновой скамье
Мужичок из робких
Не ждали
Портрет Третьякова
Запорожцы пишут турецкому султану
Портрет Мусоргского
Портрет Льва Толстого
Иван Грозный убивает своего сына
Портрет Сурикова
Портрет Андреевой
Портрет протодиакона
Беларусь
Актриса Пелагея Стрепетова
Дуэль
Лучший человек
По следу
Осенний букет
Абрамцево
Букет цветов
Портрет
Последний ужин
Арестовать пропагандиста
Яблоки и листья
Садко
Читающая девушка
Проводы новобранца
Славянские композиторы
Николай Мирликийский
Воскрешение дочери Иаира
Иов и его друзья
Отказ от исповеди
Какое пространство
Подготовка к экзамену
Украинская хата
Дуэль Онегина и Ленско