Описание картины:
Творчество Алексея Петровича Антропова развивалось в середине 18 века. Он происходил из семьи мастеров оружейной и канцелярии корпусов и долгое время служил в малярной бригаде. В задачи бригады входила декоративная роспись стен и плафонов строящихся зданий, роспись икон для иконостаса и другие работы. Такие бригады возглавляли великие художники. Антропов сначала работал под руководством известного портретиста А. Матвеева, которого затем сменил другой русский художник И.Я. Вишнякова, который также много внимания уделял портретному жанру. Антропов также работал с талантливым иностранным декоратором Д. Валериани, учился у иностранных портретистов Л. Каравакки и П. Ротари. Художник участвовал в росписи Зимнего и Царскосельского дворцов, возведенных знаменитым В. Растрелли в Петербурге, написал ряд росписей в Андреевской церкви в Киеве, дворцовых постройках и временных коронационных постройках в Москве. Но истинный талант Антропова раскрылся в портрете. Именно в этом жанре созданы его самые значительные произведения.
Расцвет портретного творчества Антропова приходится на 1750–1760-е годы. При королевском дворе в этот период работали многие иностранные портретисты — Токе, П. Ротари, несколько раньше Грут. Искусство этих мастеров, отличавшееся тонкостью и изяществом манер, пользовалось большой популярностью.
Живописная манера Антропова близка традициям древнерусской письменности; еще есть ощущение парсунной живописи с присущей последней плоскостностью и некоторой сухостью рисунка. Искусство художника характеризуется чертами национального самосознания. Он привлекает правдой и простотой.
Антроповские портреты несложно построены, написаны честными яркими красками, в них нет нежности и красоты, свойственных произведениям зарубежных мастеров. Но с другой стороны, они привлекают точностью и силой качеств, здоровым народным мировосприятием.
«Не мудрствуя лукаво», Антропов изображает немолодых и тучных, колоритных придворных дам, описывает со всей откровенностью совершенно непривлекательную внешность императора Петра III. Он точно передает внешность, одежду, украшения, знаки отличия, но за всем этим всегда стоит правдивый и яркий образ человека.
Именно этими чертами замечателен и портрет князя. Татьяна Алексеевна Трубецкая. Ярко накрашенные щеки, сморщенные брови, белый парик, украшенный розой, не только скрывают, но даже усиливают, подчеркивают живое очарование круглого, простоватого лица русской женщины с веселым вздернутым носом и веселыми, живыми глазами.
Творчество Антропова явилось важным этапом в формировании реалистической школы русского портрета.
Другие картины Антропова
Портрет Измайловой
Портрет Петра I
Портрет Петра III
Портрет Дубянского
Портрет Екатерины II
Портрет архиепископа Гавриила Петрова
Портрет Румянцевой