Описание картины:
Эта картина, совершенно невинная по стилю и содержанию, когда-то вызвала скандал в обществе, опозорила модель и навлекла разорение на самого художника. Современный человек не найдет в ней ничего криминального, но по обычаям своего времени она считалась в обществе вызывающей и неприемлемой.
Модель будущего — француженку Виржини Готро — Сарджент увидел в 1881 году. Ему сразу же пришла в голову идея написать ее портрет, поэтому инициатива исходила от художника, а не от заказчика. Сама Готро вовсе не стремилась стать натурщицей для мастера, к тому же ранее отвергала подобные предложения. Буквально через два года она согласилась работать над проектом, но и тогда продвигалась с большим трудом.
Самого артиста ожидал невероятный успех, но публику потрясли невинные в глазах современного человека детали – тонкая бретелька из сверкающих драгоценных камней, фарфоровая бледность на коже и нежно блестящее на фоне розовое ухо его фон. Это было воспринято как указание на то, что мадам Готро использовала косметику, которая в то время считалась ужасно вульгарной и предназначалась только для женщин низкого происхождения.
Выставка портрета вызвала скандал, скрыть, кто был моделью для создания картины, не удалось, на репутации мадам Готро пало пятно, и художник оказался без заказа — все богатые и знатные представители высшее общество отозвало свои заявления. Мастер остался без работы и был вынужден уехать сначала в Лондон, а затем в США. Ничто не мешало его славе, и он стал известным и востребованным художником, автором многих знаменитых портретов.
Что же так возмутило публику в образе Виржини Готро? На этом большом полотне была изображена модель в полный рост, в красивом и строгом вечернем черном платье с узким лифом на корсете и прямой шелковой юбкой с драпировками. Глубокое декольте «сердечком» и длинная накидка корсета послужили насмешкой — образ назвали образцом для создания нового образа пикового туза. Сложная поза, которая должна придавать динамичность полотну, тоже не была понята в то время. Хотя художник и «приподнял» погон и назвал картину «Портрет мадам Х», положение это не спасло.
Между тем полотно выполнено мастерски, легкой кистью, в прекрасной творческой манере, столь свойственной Сардженту. Превосходно передана скульптурная лепка лица и головы модели, идеальная гладкость и красивый цвет ее кожи, фактура ткани и мягкие локоны ее волос в строгой собранной прическе. Ее белая кожа словно светится на темном фоне стен. Пресловутый розовый колос никак не смущает взор современного зрителя — ему и в голову не приходит обвинить эту грациозно и элегантно одетую женщину в вульгарности и низком вкусе.
Ничто не отвлекает внимание от картины – на картине, кроме женской фигуры с небольшим веером, изображен лишь изящный стол на трех бронзовых опорах. Эта картина — шедевр, и очень жаль, что никто в какой-то момент этого не понял.
Другие картины Джона Сингера Сарджента
Гвоздика, лилия, лилия, роза
Дочери Эдварда Дарли Бойта
Клод Моне работает на опушке леса
Портрет леди Эню
Газ
Роберт Льюис Стивенсон и его жена
Портрет Теодора Рузвельта