Описание картины:
В конце 19 века возник особый интерес к народному творчеству. Наконец, высшие слои общества обратили внимание на самобытность и своеобразие народной традиции. Пристальное внимание к фольклору во всех его проявлениях привлекали и композиторы «Могучей кучки», и передвижников, и творчество В. В. Андреева, который в 1888 году вывел народные инструменты на профессиональную эстраду.
В это время стали активно собирать сказки, записывать былины, композиторы и этнографы проводили первые фольклорные экспедиции, стараясь сохранить то, что веками передавалось только устно. Появились и новые культурные герои, которые были трансляторами народного творчества. Эти самородки, абсолютно безграмотные, но с природным талантом, вызывали восхищение и уважение образованной публики. Среди таких исключительных людей из народа были и сказители былин, и одной из известных личностей был Василий Петрович Щеголенок (Щеголенков).
Этого крестьянина и сапожника писали Илья Репин, Василий Поленов (это более известные портреты рассказчика), Иван Крамской также написал с него портрет.
Но вернемся к герою. Василий Петрович старался разнообразить монотонную работу, например сапожное дело, пением былин. Этому он научился у отца и дяди-инвалида, у них и заимствовал свой репертуар. Щеголенок обладал феноменальной памятью и знал множество сказок и романсов, героями которых были богатыри, Садко, Иван Грозный, Хотен Бладович. Многие собиратели фольклора считали его версии былин в сочетании с его подачей (тихий, спокойный голос, отвлеченный от четкого метрического размера) лучшим из всех сказителей былин.
Василию Петровичу удалось познакомиться и с профессиональной сценой — его выступления устраивались в Петербурге, Москве, а в 1879 году по приглашению Льва Толстого он месяц жил в Ясной Поляне. Автор лично записывал былины за рассказчиком, и не менее шести его произведений основаны на рассказах рассказчика-самородка.
Каким мы видим его на портрете Крамского? Несомненно, это очень трудолюбивый человек, жизнь которого нельзя назвать легкой. Плохая одежда, нуждающаяся в ремонте, неряшливо подстриженная борода подчеркивают бедность героев. На самом деле сказители былин в основном занимались попрошайничеством, разъезжая по деревням со своими рассказами.
Как обычно, живописец выделяет лицо своего героя — именно его должны судить зрители. Между тем от лица рассказчика действительно невозможно отвести взгляд. Морщинистый лоб выдает в нем ум, глаза печальны, но в них читается мудрость и достоинство. Губы героя, кажется, способны выразить любую эмоцию – еще несколько мгновений, и кончики свернутся, превратив морщинистое лицо в приветливое и благожелательное лицо, или, наоборот, старик еще больше нахмурится и нахмурится рассказать о чем-то драматическом и напряженном.
Глубокое уважение, преклонение перед героем выражает этот портрет, наряду с реальной историей. Несомненно замечательная работа тонкого, чуткого портретиста Крамского…
Другие картины Ивана Николаевича Крамского
Мина Моисеев
Портрет императрицы Марии Федоровны
Христос в пустыне
Неизвестный
Пчеловоды
Лесник
Безутешное горе
Девушка с распущенной косой
Портрет Александра III
Созерцатель
Русалки
Лунная ночь
Портрет Софьи Николаевны Крамской
Портрет Толстого
Портрет Шишкина
Портрет Соловьева
Девушка с кошкой
Некрасов в период «Последних песен
Смех
Фермер с уздечкой
Иродиада
Портрет Боткина
Букет цветов флоксы