Описание картины:
Портрет писательницы и поэтессы Зинаиды Гиппиус стал одним из самых выдающихся произведений Льва Бакста. Сначала картина была просто наброском, но автору так хотелось передать суть своей модели, что работа все же была завершена. Также, чтобы изобразить невероятно длинные ноги поэтессы, Бакст приклеил к листу еще немного бумаги.
Портрет выполнен карандашом и сангиной. Он изображает Зинаиду Николаевну, полулежащую на стуле в расслабленной и уверенной позе, вытянув вперед свои красивые ноги. Из-за их диагонального расположения на листе они кажутся еще длиннее.
Бакст передал и суровость лица Гиппиус: прищуренные глаза, тонкий нос и губы — во всем сквозит презрение, даже некое презрение к другим. На поэтессе мальчишеский облегающий костюм, черный бархатный жакет, рубашка с рюшами — этот образ, популярный среди взрослых женщин, взят из рассказа английского писателя Барднеда о маленьком лорде Пумперробе.
Поза, костюм, выражение лица передают присущую Гиппиус уверенность, быстроту, даже дерзость — качества, которые в то время были свойственны скорее мужчинам. Поэтому публика, увидевшая портрет, была ошеломлена столь неприличным для начала ХХ века изображением.
Но для Гиппиус такая реакция не была неожиданной: она, сохраняя изящество и искренность, любила подписывать свои работы мужскими именами, примерять такие костюмы — возмутительно, желание произвести впечатление было ей не чуждо.
Лев Самойлович очень точно перенес ей эти черты на бумагу. Даже подпись художника на рисунке не соответствует канонам — она размещена не внизу справа, а в совершенно противоположном углу.
До 1920 года полотно хранилось в коллекции композитора Сергея Кусевицкого, а в настоящее время находится в Третьяковской галерее.
Другие картины Льва Бакста
Ужин
Старый ужас
Элизиум