Описание картины:
Эта картина была написана как эпитафия Аполонии фон Кронберг. Она была сестрой рыцаря Иоганна фон Кронберга, управлявшего резиденцией архиепископа Майнца в городе Ашаффенбург.
В качестве темы своего произведения мастер использовал необычный сюжет, не часто встречающийся в традиционной церковной живописи, — осквернение Христа. Это эпизод из Библии, красочно описывающий момент, последовавший за предательством Иуды. Стражники, посланные синедрионом, арестовывают Иисуса Христа в Гефсиманском саду как опасного мятежника, подстрекающего к восстанию против Рима, который тогда правил Палестиной.
Мирного проповедника били и унижали, по сравнению с преступниками и ворами, оскорбляли, несмотря на то, что он не сопротивлялся и смиренно принимал удары. Это еще больше раздражало и раздражало глупых и жестоких людей.
Именно этот момент немецкий мастер выбрал для своего полотна. В его работах отражены лучшие тенденции искусства эпохи Возрождения. Он использовал сложные композиции и выбирал для своих картин неординарные темы, которые придавали полотнам динамизм и эффектность за счет точного и размеренного использования активных цветов.
Сложная тема требовала столь же необычной композиции. Художник выбрал круговой шрифт и поместил множество фигур в действие в пространстве картины. В результате полотно кажется действительно движущимся, ведь каждая фигура взаимодействует с другими персонажами.
Яркая фигура Иисуса Христа, сидящего со связанными руками и завязанными глазами, окружена настоящими монстрами. Эти злые существа с искаженными уродливыми лицами бьют беззащитного человека и буквально наслаждаются своей жестокостью.
Иосиф Аримафейский, сыгравший значительную роль в истории Христа, впоследствии отдавший свою гробницу убиенному сыну Божию, смиренно просит самодовольного, замаскированного начальника стражи пощадить миролюбивого и неотразимого человека, но они даже не обратите на него внимание.
Активное действие на полотне подчеркивается умелым подбором цветов. Все фигуры, кроме Христа, выполнены в теплых красновато-коричневых тонах с желтоватыми вставками и преобладанием темных тонов. А вот фигура Иисуса одета в тунику холодного голубого оттенка. Этим подчеркивается его отрешенность от земной жизни и грядущее воскресение и вознесение.
Эта картина – символ человеческой праздности и скотоложства, своего рода последняя дань художника Христу. Неудивительно, что именно этот сюжет он выбрал для картины, которая должна была служить эпитафией.
Другие картины Маттиаса Грюневальда
Изенхаймский алтарь
Ступпах Мадонна
Встреча между Эразмом и Маврикием
Распятие
Искушение святого Антония
Алтарь Геллера
Благодетель с птичьей клеткой