Описание картины:
До нас дошло всего четыре женских портрета работы великого мастера Высокого Возрождения. Самая очаровательная и поэтичная из них – «Прекрасная Ферроньера».
Последние века не сохранили имени девушки, изображенной на картине, но считается, что это Лукреция Кривелли, любовница Лодовико иль Моро, герцога Миланского.
Молодая женщина спокойно позирует художнику и поворачивается к нему на три четверти дюйма. Очень аккуратно, мелкими незаметными мазками мастер наносил тончайшие слои краски друг на друга, стараясь уловить мельчайшие оттенки цветовых оттенков, точнее передав игру светотени.
И тут случилось чудо — перед нами сидит живая девушка. Красивый, молодой, строгий. Широко открытые выразительные глаза внимательно смотрят в кого-то, стоящего позади художника. Пристальный, сдержанный взгляд, в котором читается невысказанный вопрос. Нежная, бархатистая кожа нежно сияет, на щеках ложится легкий бледно-розовый румянец, плотно сомкнуты светло-коралловые изящные губы. Тонко очерченные темные брови подчеркивают красивый разрез глаз. Темно-каштановые волосы, уложенные в гладкую прическу, обрамляют лицо девушки мягкой волной и закрывают уши.
Драгоценность в облегающей оправе с кружевом, завязанным сзади, украшает чистый лоб. Такие подвески назывались фероньерами, может быть, из-за этой детали они и дали название изображению? Ожерелье из длинных узких жемчужин, завязанных изящным узлом ниже шеи, в три ряда огибает стройную шею.
Красное платье с золотисто-красными узкими вставками из дорогого тяжелого бархата переливается рубиновыми и малиновыми цветами. Растительный мотив цвета оливковой бронзы матово переливается на коричневой кромке квадратного выреза. Мягкие медовые блики опираются на узкий витой шнур, пришитый по краю тесьмы. Тонкие шелковые ленты кофейного и глубокого шоколадного оттенков соединяют разрезы рукавов платья.
Фактура ткани передана настолько реалистично, что кажется, что если протянуть руку, то почувствуешь прохладу гладкого шелка, мягкость бархата и выпуклую поверхность вышивки. Черный фон подчеркивает теплое, живое сияние кожи, почти незаметные переходы цветовых оттенков от кремово-золотистого до розово-персикового. Серый камень парапета отделяет ее от зрителей.
На серьезном лице нет и намека на улыбку, хотя уголки губ восхитительно изогнуты. Несмотря на статичность, она полна жизни, уверенности в себе и внутренней силы.
Мы очарованы мастерством Леонардо да Винчи, сумевшего показать за внешним спокойствием богатый духовный мир, яркие чувства человека. «Прекрасная Ферроньера» по праву занимает свое место среди шедевров мирового искусства.
Другие картины Леонардо да Винчи
Портрет Джиневры де Бенчи
Святой Иероним
Мадонна с младенцем и святой Анной
Мадонна с младенцем (Мадонна Литта)
Мадонна с младенцем (Мадонна Бенуа)
Мона Лиза («Джоконда)
Мадонна в скалах
Объявление
Поклонение волхвов
Крещение Христа
Последний прием пищи
Битва при Ангиари
Дама с горностаем
Витрувианский человек
Иоанн Креститель
Мадонна с гвоздикой
Спаситель мира
Бахус
Портрет музыканта