Описание картины:
Картина написана в последние годы жизни художника и в полной мере отражает его зрелое мастерство и умение работать в различных техниках, воспроизводить сложную фактуру материалов. Это многофигурная композиция с двумя плоскостями, которая очень часто встречается на полотнах художника. Полотно сложное, многоцветное, насыщенное самыми разнообразными предметами и содержит излюбленный прием Веласкеса — «картина в картине».
В этом случае дополнительным сюжетом служит большой исторический гобелен, изображенный на заднем плане. Именно наличие этого гобелена породило первое ложное толкование истории, изображенной на картине.
Долгое время считалось, что тема полотна посвящена образу гобеленовой мастерской при Королевском монастыре Мадрида. Только в середине 20 века выяснилось, что изображение на самом деле правильнее интерпретировать как иллюстрацию мифа о состязании Афины и Арахны, заимствованного из «Метаморфоз» известного римского поэта Овидия.
На переднем плане изображены главные герои – Афина в белом платке и Арахна, повернувшаяся к зрителю спиной. Суть соревнования заключалась в том, кто больше скрутит пряжу. Арахна победила и тут же была за это наказана — мстительная Афина не выдержала оскорбления и превратила пряху в паука.
Помимо главных героинь, на переднем плане картины три женщины, а на заднем плане еще две, в более пышных шелковых платьях представительниц высшего сословия. Они внимательно рассматривают гобелен перед собой.
Все полотно выдержано в типичном для барокко стиле – сложная многофигурная композиция, богатые, но благородные приглушенные, не кричащие цвета, тщательно проработанные детали изображения, утопающая во мраке архитектура. Картина вроде бы жанровая, но ее мифологический сюжет добавляет ей глубины и интриги в изображении, казалось бы, мирного процесса изготовления пряжи.
Внимание привлекает множество, тщательно прописанных драпировок. Складки большой золотисто-алой портьеры, отодвинутой служанкой в желтой юбке, впечатляют игрой цвета и света. Еще одна девушка в центре композиции приседает на корточки и собирает разбросанные клубки волос, ее шафрановая юбка сияет солнечным пятном цвета, уравновешивая яркость большой занавеси. Гармонию в распределении теплых красок дополняют служанка позади Арахны, одетая в коричневатую мантию, и кусок красновато-розовой ткани, лежащий на скамейке.
Арахна и Афина одеты в темную одежду с белыми вставками — Афина одета в темно-коричневое платье без отделки и с тонким белым платком на голове, а Арахна сидит в темно-синей пышной юбке и белой свободной блузке с высоко закатанными рукавами чтобы не мешать работе. Этот прием позволяет ненавязчиво подчеркнуть центральных персонажей, сделав их самыми главными в картине. Эту, казалось бы, мирную сцену завершает образ кота, мирно дремлющего на полу среди шерсти.
И сегодня это полотно привлекает внимание посетителей музея своим мастерством изображения и своим сюжетом.
Другие картины Диего Веласкеса
Портрет придворного шута «Эль Примо»
Конный портрет Гаспара де Гусмана
Портрет инфанты Маргариты
Портрет Хуана де Парехи
Завтрак
Портрет графа-герцога Оливареса
Портрет Хуана Матеоса
Венера перед зеркалом
Христос в доме Марфы и Марии
Менины
Портрет папы Иннокентия X
Триумф Вакха
Сдача Бреды
Вулканская кузница
Поклонение волхвов