Описание картины:
Самые драматичные картины на религиозную тематику, конечно же, связаны с темой распятия и скорби Иисуса. Не прошел мимо этого сюжета и выдающийся представитель Северного Возрождения, немецкий художник Альбрехт Альтдорфер, принадлежащий к дунайской школе.
Религиозная живопись того периода (XVI век) как-то была связана соответствующими канонами, но Альтдорфер смело выходит из узких рамок. Невероятно талантливый пейзажист, он всегда изображал героев на фоне роскошной природы, но здесь он поступил совершенно новаторски — автор помещает распятого на кресте Христа на берегу, хотя известно, что это произошло на горе (холм) Голгофа. То есть мастер не только отступает от принятых принципов передачи христианского сюжета, но и меняет сцену. Невероятная смелость!
И посмотрите на саму природу – ее спокойная красота не говорит о трагических событиях: чудесное голубое небо, лазурная морская вода, живописные деревья, городская арка вдали. Но от этого контраста: чудно красивого спокойного фона и истекающего тонкими струйками крови Сына Божия болезненное чувство только усиливается. А может быть, живописец хотел этим подчеркнуть, какие мучения принял Иисус во имя спасения человечества, которое теперь может наслаждаться этой красотой?
По краю произведения автор изображает Марию и Иоанна. Лица этих героев автор почти не показывает — Джон полностью отвернут от нас, а лицо Марии наполовину прикрыто платком. Поза у нее совсем неестественная — согнутая фигура, руки раскинуты, как бы в замешательстве. Живописец никогда не уделял пристального внимания человеческим фигурам, оставляя главным героем природу, но исследователи отмечают тщательную прорисовку драпировок. А здесь видно, с какой филигранью мастер изобразил фактуру ткани со множеством складок и переливов.
Тело распятого Иисуса не столько анатомически правильно, сколько эмоционально сильно. Худощавая фигура с раскинутыми руками вся в крови, которая неровными линиями стекает к ногам, куда вбит грубый гвоздь. Чуть ниже креста автор изобразил шестиконечную звезду — это древнееврейский символ, имеющий множество трактовок.
Цветовая палитра Альтдорфера богатая и насыщенная – ярко-красный, ярко-белый, синий, бирюзовый, желтый, коричневый. Смелое колористическое сочетание в сочетании с тонкой техникой нанесения создает яркий образ, отличающийся эмоциональностью и проникновенностью.
Другие картины Альбрехта Альтдорфера
Битва Александра с персами
Мученичество святого Флориана
Пейзаж с семьей сатиров
Святая ночь
Вечеря апостолов
Лот и его дочери
Пейзаж с мостом