«Распятие», Маттиас Грюневальд — описание

«Распятие», Матиас Грюневальд — описание

Автор: Матиас Грюневальд
Музей: Музей Унтерлинден (Кольмар)
год: Между 1510 и 1515 гг

Описание картины:

Распятие — Матиас Грюневальд. Центральная часть Изенхаймского алтаря.

«Распятие» — часть запрестольного образа, самого известного из сохранившихся произведений Матиаса Грюневальда, ярчайшего представителя немецкого Возрождения.

Заказ на создание алтаря поступил от Антонитского ордена, религиозного братства, главной задачей которого было ухаживать за больными и лечить их. Алтарь стал центральным произведением в Изенгеймском монастыре. Исследователи не могут сказать точное время написания произведения. Грюнвальд изобразил сцену распятия Иисуса Христа на внешнем развитии алтаря, посередине. То есть именно Христа чаще всего видели молящиеся, так как алтарь в большинстве случаев был закрыт, а открывался только в определенные религиозные праздники.

Примечательно, что «Распятие» является самой крупной картиной на эту тему среди всех подобных произведений европейских живописцев.

Но не только размер является самым важным достижением Грюневальда в этой работе. Никогда прежде сцена на Голгофе не изображалась так драматично и эмоционально. Смерть здесь представлена ​​не как высокая (по своему смыслу), а как мучительная и страшная. А те, кто близок к Иисусу, вовсе не смиренны и тихи в своем горе — они потрясены, они буквально падают в обморок.

Члены Христа разорваны гвоздями. Руки от боли повернулись ладонями к небу, искривленные и застывшие в последней боли. Терновый венец на голове Иисуса больше того, что зритель привык видеть на других полотнах, иконах или распятиях. Поэтому невольно взгляд переходит на лик Христа — его лицо изнуренное, залитое кровью, а губы уже коснулись смертельной синевы. На теле мученика можно заметить страшные гнойные нарывы.

После канонов мастер оставил Богородицу слева от распятого сына, но Богородица не скорбит – она буквально лишилась чувств от пережитых страданий. Тщательное изучение картины показало, что Грюневальд много раз переписывал фигуру Богородицы, но остановился на наиболее драматичном варианте (в ранних вариантах она смотрит на сына со сложенными в молитве руками). Сошедшую с ума Марию подобрал апостол Иоанн — он один из всех не смотрит на распятого. Более того, нельзя не почувствовать полного отчаяния Марии Магдалины, простирающей к Иисусу сложенные руки.

На картине также можно увидеть Иоанна Крестителя, хотя в то время его уже не было в живых и он не мог быть свидетелем этой драматической сцены. Это иконографический канон, указывающий на преемственность между Иоанном и Христом.

Почему Грюнвальд так поразительно точно изобразил человека, умершего на кресте? Художник хотел вызвать у зрителя сострадание, чтобы каждый прихожанин со всей эмоциональной напряженностью прочувствовал трагедию Нового Завета. Это точное визуальное исполнение знакомого верующим сюжета, а иногда и переходящее в некую безликую формулу «Христос на кресте». Глядя на работы Грюневальда, точно чувствуется и боль и отчаяние, и нечеловеческие муки, и садизм палачей.

Другие картины Маттиаса Грюневальда

«Распятие», Матиас Грюневальд — описание

Изенхаймский алтарь

«Распятие», Матиас Грюневальд — описание

Ступпах Мадонна

«Распятие», Матиас Грюневальд — описание

Богохульство против Христа

«Распятие», Матиас Грюневальд — описание

Встреча между Эразмом и Маврикием

«Распятие», Матиас Грюневальд — описание

Искушение святого Антония

«Распятие», Матиас Грюневальд — описание

Алтарь Геллера

«Распятие», Матиас Грюневальд — описание

Благодетель с птичьей клеткой

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий