Описание картины:
Представленная картина — очень атмосферная работа Константина Савицкого. Здесь автор выступил в роли серьезного, внимательного наблюдателя. Многофигурная композиция с множеством элементов несет вполне конкретный посыл – автор сочувствует тяжелому труду простых рабочих, восстанавливающих железную дорогу, вооруженных примитивными орудиями труда (лопаты, кирки, деревянные тачки, не выдерживающие тяжести).
Идея картины родилась летом 1873 года в Тульской губернии, где Савицкий отдыхал с коллегами-художниками Иваном Крамским и Иваном Шишкиным. Маляры жили в непосредственной близости от станции Козлова Засека и были свидетелями тяжелой работы по укладке путей. Савицкий почти каждый день выходил на трассы, чтобы писать этюды и зарисовки.
Обычная трудовая жизнь простых людей воспринимается как своего рода достижение. Повседневная жизнь этих людей наполнена тяжелым трудом, так как из всех имеющихся сил в то время была только тягловая и человеческая (что стоило значительно дешевле). Савицкий сочувствует и восхищается рабочими, которые своим неимоверным трудом дают жизнь изобретению, будущее которого — железная дорога.
Но перед нами не безликая масса, автор нарочито вытягивает несколько мужчин: на переднем плане сильный, невзрачный мужчина в белом платке, угрюмый рабочий, лицо которого покрыто черными волосами, юный мальчик, едва держащий тяжелая тачка.
Обыкновенное произведение достигается на фоне элегического деревенского пейзажа. И в этом контрасте тоже есть своя динамика: спокойный, умиротворенный фон и люди вне этой красоты, объединенные ураганным ритмом, который задают скрип колес телег и тяжелые топоры.
Картина впервые была представлена на 3-й выставке передвижников и сразу же получила высокие оценки критиков и публики. Как высшая мера признания — покупка картины Павла Третьякова. В 1878 году полотно было представлено парижской публике.
Другие картины Константина Савицкого
На войну
Отец
Енох
Сновидение
Темные люди
Охотники
Икона встречи