Описание картины:
Если вы ищете самую узнаваемую картину с обнаженной натурой несравненного Амедео Модильяни, то это восхитительная и томная «Сидящая обнаженная».
С конца 1916 года художник обратил внимание на смелый и амбициозный жанр обнаженной натуры. Позднее общество воспримет серию работ с обнаженными нимфами в штыки, как некую провокацию, которая призвана попрать моральные устои и продемонстрировать небрежное отношение к женщине. Но сегодня Модильяни считается певцом женской красоты, наряду с Рубенсом, Боттичелли, Моро и другими.
Некоторые ученые утверждают, что на полотне изображена Беатрис Гастингс, поэтесса и критик, возлюбленная Модильяни, или вымышленная девушка с некоторыми чертами Беатриче.
Представленная работа является началом Nakenserien. Она еще не такая раскрепощенная и дерзкая, в отличие от поздних работ Модильяни, где девушки более сексуальные и свободные.
Мастер представляет нам модель крупным планом, ставит ее вертикально и «обрезает» девушку на уровне бедер. Черноволосая красавица закрыла глаза и положила голову на левое плечо. Лицо девушки нарочито вытянуто, напоминает африканские маски, которыми увлекался Модильяни, глядя на Пикассо («Африканский период»). Сжатые губы, хорошенький удлиненный нос, тонкие брови, легкий, живой румянец на щеках — все это создает впечатление смирения и кротости. С особой тщательностью Амедео выписал волосы — на оригинале легко можно увидеть тонкие борозды от ручки щетки, которыми автор изобразил пряди.
В отличие от более поздних работ цветовая гамма картины более мягкая — светлая, сверкающая кожа (особенно плеч) говорит нам о свежести и молодости. Модильяни намеренно изобразил контрастный темный фон, чтобы подчеркнуть эту молодость и красоту. Что делает героиня? Вряд ли ее закрытые глаза говорят о сне — в такой неудобной позе трудно заснуть. Скорее, она позирует перед кем-то. Есть некое внутреннее напряжение, предвкушение, сексуальный подтекст.
Считается, что инициатором создания картин с обнаженной натурой был друг Модильяни Зборовский, но некоторые искусствоведы утверждают, что значительный вклад внесла Беатрис Гастингс — именно она показала Модильяни, что чувственность в картинах также важна, наряду с красками и кистями. Но, конечно же, главная любовь Модильяни в момент создания полотна еще впереди – мастер встретится с Жанной Эбютерн в 1917 году. Но это уже другая история…
Другие картины Амедео Модильяни
Обнаженная на синей подушке
Голая сидит на диване
Танцор
Лежать голой с синей подушкой
Тосканская дорога
Алиса
Девушка в голубом
Рыжая женщина
Девушка в желтом платье
Жених и невеста
Портрет Жанны Эбютерн в большой шляпе
Женщина с веером
Портрет Беатрис Гастингс
Анна Зборовская
Рыжеволосая девушка в вечернем платье