Описание картины:
Удивительно, но одна из самых известных картин выдающегося мастера Высокого Возрождения Джорджоне «Спящая Венера» сочетает в себе авторство нескольких мастеров. Известно, что он начал писать картину Джорджоне, но чума, унесшая жизни многих европейцев, не позволила живописцу закончить работу — в возрасте 33 (32) лет художник скончался, став очередной жертвой черная смерть».
Кропотливые исследователи, проанализировав каждый миллиметр полотна, уверенно констатировали, что Тициан находился в процессе завершения полотна (доподлинно известно, что в это время он работал в мастерской Джорджоне). Искусствоведы также обнаружили в некоторых деталях произведения руку другого автора, имя которого установить не удалось. Возможно, именно Себастьяно дель Пьомбо часто доделывал детали картины мастера, так как Джорджоне буквально завалили заказами.
Но почему мы восхищаемся стилем Джорджоне, делая снимки, в создании которых (хотя и навязчиво) помогали другие мастера? Это связано с тем, что в произведении нашли свое воплощение особые стилистические черты Джорджоне — пейзаж, передача света, композиционный строй, а именно отношения между фигурой Венеры и окружающим фоном.
Впервые в Джорджоне обнаженная фигура богини «захватила» почти всю картину — весь передний план отдан прекрасной Венере. Она расслаблена и расслаблена. Зритель может видеть и обнаженную грудь, и левую руку Венеры, опущенную на внутреннюю часть бедра, как бы сознательно сосредотачиваясь на этом фрагменте тела. Фигура девушки изображена мягкими, плавными линиями. Нежные очертания богини отражают размытые очертания гор вдалеке, той же природы. Следуя этой технике, ее переняли многие другие художники, в том числе Тициан.
Еще одним революционным моментом в этой работе является выбор темы. До Венеры Джорджоне мастерам приходилось полагаться на литературный источник. Здесь художник показывает нам плод своего воображения. Более того, это единственное полотно Джорджоне на мифологическую тему.
Известно, что Тициан первоначально добавил Купидона к ногам Венеры (как известно, Венера изображалась в окружении путти), но изображение ангела до наших дней не сохранилось. Только инфракрасный анализ позволяет увидеть следы амуров на полотне. В руках у Купидона были стрела и птица, что только усиливало эротический характер и без того достаточно откровенного образа. Хотя образ нельзя упрекнуть в какой-то вульгарности, напротив, даже обнаженная богиня не лишена целомудрия и возвышенности.
Прекрасная Венера до сих пор считается одним из самых совершенных женских образов в мировой живописи.
Другие картины Джорджоне
Мадонна со святыми
Джудит
Поклонение пастухов
Буря
Три философа
Мадонна Кастельфранко
Лаура
Пожилая дама
Деревенский концерт
Поклонение волхвов
Блудница до Христа