Описание картины:
Творчество выдающегося венецианского мастера эпохи Возрождения полно тайн и белых пятен. Не стал исключением и «Портрет пожилой женщины», который искусствоведы кратко называют «Старухой». Ученые никогда не подвергали сомнению авторство изображения, но здесь были свои загадки. Например, неизвестна дата написания портрета, а главное, кто на нем изображен.
Мы видим пожилую женщину. Волосы героини немного взлохмачены, лицо изборождено морщинами, также чувствуется старческий, дряблый нос и усталый вид. Этот образ больше всего привлекает внимание – взгляд направлен за пределы изображения. Старушка словно смотрит на нас напряженными, несколько суровыми глазами из своей комнаты, где царит только что начавшийся XVI век, и что-то знает о каждом из зрителей…
Вы можете заметить в руках женщины планшет/лист бумаги/холст, на котором четко можно прочитать: «Col tempo», что означает «со временем» или «со временем бывает». Американский исследователь Эрвин Панофски, сравнивающий портрет с картиной «Гроза», высказывает мнение, что в этой картине Джорджоне выражает философскую мысль о том, что человек не в состоянии сопротивляться времени, неотвратимая сила которого разрушает красоту юности и юности. Красота действительно мимолетна, как и сама жизнь. «Помни старость» — как бы предупреждает нас Джорджоне. Злая ирония в том, что сам Джорджоне так и не дожил до старости — он умер от чумы в возрасте 30-32 лет.
Эта старушка не вызывает негативных эмоций или настороженности. Именно поэтому некоторые высказывают мнение, что картина не предупреждает о старости, а поет о ней. В старости человек становится мудрым и приближается к Богу. Так что «Старуха» вполне может быть своеобразной одой старости.
Насколько точно живописец изобразил женщину, неизвестно нам — ни одна морщинка не ускользнула от его взгляда, сухие старые руки, шея со слегка обвисшей кожей. Рот у старухи разбит и кажется, что это от тяжелого дыхания. Чтобы подчеркнуть пожелтевшую кожу героини, автор одел ее в белый платок, а на плечи набросил тонкую шаль того же цвета.
Цветовая схема Джорджоне была сосредоточена на сочетании коричневого и белого, оставив фон полностью черным, чтобы героиня выглядела еще более выразительной и эмоциональной.
В этой картине Джорджоне выступает продолжателем портретного реализма, последователями которого были многие художники, особенно Жерико, но в предшественниках можно отметить Дюрера, Да Винчи, Мантенью и других.
Другие картины Джорджоне
Мадонна со святыми
Джудит
Поклонение пастухов
Спящая Венера
Буря
Три философа
Мадонна Кастельфранко
Лаура
Деревенский концерт
Поклонение волхвов
Блудница до Христа