Описание картины:
Картина «Странник над морем тумана» фактически является учебником по изучению стиля и эмоционального содержания творчества немецкого художника-романтика Каспара Давида Фридриха.
Отправной точкой является человек, точнее его душевное состояние. Изображая природу реалистично, художник тем не менее дает ее восприятие через призму человеческой души. Отсюда философские, мистические размышления, непременно возникающие при взгляде на картину живописца.
Фигура человека на полотне – еще один ключевой момент. Таким образом художник вводит зрителя в пространство изображения: это не безвестный герой, стоящий к нам спиной, а мы, зрители, стоим на каменном уступе и смотрим на беспокойную гладь. Это «включение» зрителя через героя, обращенного к горизонту, является признаком того, что перед нами творение Фридриха. Однако некоторые искусствоведы склонны считать, что мастер в представленной работе изобразил самого себя, предлагая взглянуть на все происходящее через призму эмоций.
Пейзаж, на который смотрит человек, поражает своим величием и монументальностью. Это тот редкий момент, когда мурашки прорываются при «погружении» в работу. Туман, покрывающий все пространство, тяжелый и таинственный, обнажает острые зубчатые пики скал. Вдали видны могучие горы, «поддерживающие» тучи. Все это создает некое фантасмогорное ощущение.
Глядя на героя, место которого предлагает нам занять автор, можно заметить упрямую осанку, растрепанные волосы, усталую осанку, хотя нога выдает его волю и несгибаемость. На нем мы видим темный плащ, длинные сапоги и трость в руке. Удивительно, как точно Фридриху со спины удалось изобразить глубокую задумчивость героя! Сразу вспоминается персонаж Байрона, добровольный отшельник, странник, который смотрит на все с долей цинизма и обреченности. В картине Фридриха он слился с окружающим пейзажем в своем душевном состоянии.. или пейзаж подобострастно отражает его.
Тема одиночества здесь стоит особенно остро. Человек ищет способ спрятаться от других, остаться наедине с самим собой, и лучший пейзаж для такого «диалога» придумал Фридрих — природа, отождествляемая с мыслящим героем и отождествляемая с духовной замкнутостью.
Несомненно, эта картина является одной из самых знаковых в истории романтической живописи.
Другие картины Каспара Фридриха
Вход на кладбище
Отправлено в вечернем порту
Дерево с воронами
Сновидение
Монах у моря
Меловые скалы на острове Рюген
Утро в горах