Описание картины:
Групповой портрет — «Стрелы гильдии св. Адриана» написан Хальсом в 1633 году. Бурлящая веселость картин 1627 года уступает место здесь гораздо большей сдержанности, динамичной композиции, основанной на подчеркнутых диагоналях, спокойному горизонтальному распределению фигур. На огромном полотне изображен сборище стрелков под открытым небом.
Судя по всему, действие происходит во дворе Старой стрелковой гильдии, здание которой сохранилось в Гарлеме до наших дней. Сад зарос высокими густыми деревьями, их темно-коричневатая зелень служит фоном для элегантных фигур. Сохранившиеся старые копии картины позволяют предположить, что цвета пейзажа со временем несколько потемнели; сначала оно было ярче, отчетливее были пространственные отношения между отдельными деревьями и т д. Теперь деревья образуют единую сумрачную массу, в картине появляется налет мистической поэзии вечера, отражение этой поэзии ложится на людей, вся сцена кажется красивой и значимой. Нам трудно судить, насколько изменились те или иные цвета, и как эти изменения влияют на наше восприятие, но можно с уверенностью сказать, что сам Хальс стремился придать своему творчеству романтический подъем и красоту.
Левую часть кадра занимает тесная группа офицеров, окружающих полковника Йохана Класа Лоо. Сам полковник — пожилой гражданин Гарлема — обладает авторитетом силы, ума и силы воли. В его «окружении» тоже немало ярких, пусть и не столь значимых персонажей. Так что настроение картины, впечатление, которое она производит, во многом определяется фигурой капитана Шуттера, стоящего боком к зрителю справа от полковника. Высокий и красивый, в светлом желтоватом костюме, с пышным голубым офицерским шарфом, Шаттер с пленительной улыбкой, сияющими глазами, поворачивается к зрителю. Изящество его осанки, чарующее выражение лица одновременно естественны и легко подчеркиваются. Кажется, он играет роль с энтузиазмом, играет ее легко, потому что она как нельзя лучше соответствует его «данным», соответствует его натуре. Интересно, что образ, служащий ключом к романтической поэзии образа, полон иронии, причем иронии не только Хальса, но, возможно, и «актера» — Шуттера. Наконец, в правой части картины выделяется подтянутый, худощавый, собранный капитан ван дер Хорн, стоящий в пол-оборота к нескольким артиллеристам, которых художник свободно усадил за простой деревянный стол.
Роль ключевого образа, вводящего нас в мир образа, здесь играют сразу три и притом три таких разных персонажа, как полковник Лоо и капитаны Шуттер и ван дер Хорн. Пожалуй, это самое явное проявление сложности и разнообразия содержания этого, пожалуй, самого прекрасного из портретов стрельцов, написанных Хальсом.
Интересная деталь: лейтенант Хендрик Герритс Пот, известный гарлемский художник, изображен на правом краю полотна с книгой в руках. После этой работы Хальс лишь дважды писал групповые портреты стрельцов. Один из них остался недостроенным, это так называемая «Тонкая компания» в амстердамском Рейксмюеуме.
Другие картины Франса Хальса
Портрет молодого человека
Кавалер Рамп и его девушка
Мужской портрет
Портрет Джаспера Шейда
Банкет для офицеров роты Святого Георгия
Банкет для офицеров роты Святой Адрианы
Регенты Гарлемской богадельни
Регенты Гарлемской богадельни
Портрет пожилой дамы
Цыган
Малле Баббе
Поющие мальчики
Хороший компаньон
Смеющийся мальчик
Смеющиеся кавалеры