Описание картины:
Якопо да Понте, прозванный в честь города, где, кроме юных лет, когда он учился в Венеции, провел всю свою жизнь, тем не менее был популярен в Светлейшей. Причем настолько, что именно к нему Веронезе отправил своего сына учеником. Успехом пользовалась и эта драматическая композиция, появление которой совпало с эпохой Контрреформации – духовного поиска новых смыслов религиозного опыта, силы противостоять искушению, «свободного знания», личной ответственности.
В образе Иеронима, святого персонажа христианской истории, автора толкований и полемических сочинений, переводчика, было принято подчеркивать его удаленность от мирской суеты, от населенных мест. Иероним четыре года жил отшельником в пустыне Халкида близ сирийского города Антиохии. По преданию, перед распятием он истязал себя ударами в грудь камнем под соблазнительными видениями. В пустыне он выучил иврит. В Риме он был секретарем и помощником Папы Дамасия I. Именно от имени Папы он переводил книги Ветхого Завета, а также Евангелия с иврита на латынь. В 1546 году на Тридентском соборе этот перевод Библии был объявлен каноническим и получил название Вульгата. Святой как автор Вульгаты традиционно изображается с книгой, иногда работающей в своем кабинете.
Якопо Бассано изображает кающегося старика в пещере с камнем в руке перед раскрытой книгой. Другой особенностью иконографии Иеронима является череп. Но здесь он не «по правилам» (по книге, как череп от первого лица) помещен рядом на переднем плане, освещенный тем же таинственным светом из полумрака, что и изможденный, но вовсе не аскетическое тело ветхого человека. Распятие выглядит совершенно фантастически. Богочеловек, пригвожденный ко кресту, написан как живой, как бы для зрителя, как для ученого и праведного Иеронима, издалека, но само событие предстает воочию.
Картины Якопо Бассано
Поклонение пастухов
Поклонение волхвов
Дорога на Голгофу
Последний прием пищи
Ной после выхода из ковчега
Моисей
Ужин в Эммаусе