Описание картины:
Картина находится в алтаре церкви Иоанна Златоуста в Венеции по заказу Катерины Кантарини. Эта работа относится к раннему венецианскому периоду творчества художника. В это время Себастьяно находился под влиянием своих учителей Джорджоне и Джованни Беллини. По словам Вазари, многие несведущие в живописи считали, что это работа Джорджоне.
Приглушенный колорит изображения создает умиротворяющее, возвышенное настроение. Композиция гармонична. Фигуры святых статичны и в то же время полны скрытого движения, каждая из которых несет свое послание зрителю. Старинная архитектура добавляет сюжету монументальности и величественности. В то же время лирический пейзаж на заднем плане, ровность линий в изображении святого, глубокие краски придают произведению одухотворенность и жизнь.
На картине изображены святой Иоанн Златоуст со святыми Екатериной, Марией Магдалиной, Луцией, Иоанном Богословом, Иоанном Крестителем и Феодором.
Иоанн Златоуст – архиепископ Константинопольский, проповедник, церковный писатель, изображен без атрибутов своего высокого сана. Он сидит в простой одежде на ступеньках старинного здания с большой книгой в руках, пишет и читает вслух свои произведения. Помещая святителя Иоанна Златоуста на паперти грандиозного сооружения (храма), художник, возможно, хотел показать, что святой является основателем, главным идеологом христианской Церкви.
Святые, окружающие Иоанна, делятся на три группы. За его плечом находится голова Иоанна Богослова, написавшего одно из Евангелий, Апокалипсис и несколько писем к христианам. Апостол задумчиво слушает Иоанна Златоуста, своей святой силой помогая епископу завершить его дело.
Слева художник поместил группу из трех женщин. Это Святая Екатерина, Мария Магдалина и Сент-Люсия. Фигура Марии Магдалины сразу привлекает внимание. Красивая женщина с распущенными волосами держит банку благовоний. Ее лицо обращено к зрителю, на которого она смотрит проницательным взглядом, как бы призывая поклониться в покаянии. Святая Люсия – покровительница слепых – изображена с закрытыми глазами, в руках она держит свой атрибут – тарелку. Женщина наклонилась и прислушалась к словам великого старика. Святая Екатерина легко следует за ними.
Справа на переднем плане стоит Иоанн Креститель в верблюжьей шерсти, опирающийся на тростниковый крест. Пророк, предсказавший пришествие Христа, внимательно слушает Иоанна Златоуста. За ним в рыцарских доспехах и с копьем в руке стоит святой великомученик Феодор Тирон. До перенесения мощей святого Марка в Венецию он считался самым важным покровителем города.
Другие картины Себастьяно дель Пьомбо
Смерть Адониса
нести крест
Мученичество святой Агаты
Воскресение Лазаря
Святое интервью
Встреча Марии и Елизаветы
Снятие с креста