Описание картины:
За год до своей трагической смерти от чумы Джорджоне написал картину «Три философа», ставшую предметом философско-религиозных размышлений и исканий. Известно, что полотно заказал у автора купец Тадео Контарини. Работу завершил другой художник, ученик Джорджоне, венецианец Себастьяно дель Пьомбо. Вся остальная информация о работе предоставлена путем детального исследования и анализа.
Мы видим троих мужчин разного возраста — очень молодого, сидящего на камне; мужчина средних лет, держащий руку на поясе, и пожилой мужчина с небольшим свитком в руке. Существует несколько концептуальных версий того, что представляют эти три философа:
- три религии — иудаизм, ислам и христианство;
- три стадии человеческой жизни — здоровая молодость, бодрая зрелость и мудрая старость;
- три европейские эпохи — Античность, Средневековье, Возрождение;
- сочетание вышеперечисленных терминов.
Наиболее логична интерпретация, когда три философа связаны с некой аллегорией преемственности: старый философ, возможно, Платон или Аристотель, как представители древнегреческой культуры, передает свои знания молодому человеку, олицетворяющему молодое итальянское Возрождение, но они это через арабскую «стадию» цивилизации, которую герой представляет в средние века (возможно, Ибн Рушда или Авиценна).
Нельзя не сказать и об окружающем пейзаже на картине, ведь он всегда очень важен в полотнах Джорджоне. На заднем плане угадываются очертания поселка, еще дальше — гора, залитая неожиданным голубым цветом. Передний план также богат. Здесь можно увидеть скалистые уступы под ногами философов, голые стволы деревьев, особенно солнечный свет. Все действие происходит на фоне черной пещеры, содержащей неизвестное. Известно, что Платон связывал человеческое сознание с темной пещерой. Подобно узникам в пещере, люди верят, что познают мир через органы чувств, при этом сущность вещей им не открывается.
Мастерское использование цвета делает изображение еще более выразительным и композиционно выверенным. Своими глазами мы словно движемся по «маршруту», который дал нам Джорджоне 500 лет назад: от ярко-красных, золотых, белых одежд героев к таинственному мраку пещеры и вглубь картины, где гора становится волнующим синим.
Богословы в древности трактовали картину как библейский сюжет – к пещере, где родился Христос, пришли три волхва. Сегодняшний более «светский» образ мышления в сочетании с тщательным изучением живописи делает эту теорию несостоятельной.
Другие картины Джорджоне
Мадонна со святыми
Джудит
Поклонение пастухов
Спящая Венера
Буря
Мадонна Кастельфранко
Лаура
Пожилая дама
Деревенский концерт
Поклонение волхвов
Блудница до Христа