Описание картины:
Андреа Мантенья – художник, в живописи которого уже за несколько десятилетий до начала Высокого Возрождения чувствовались приближающиеся шаги этого могущественного искусства.
Триптих был заказан маркграфом Людовико Гонзагой для часовни в его фамильном дворце в Мантуе (художник будет работать на эту семью до конца своей жизни). Миниатюрность запрестольного образа, обилие фантастических деталей, характерных для искусства раннего Возрождения, сочетаются здесь с мощью и монументальностью, присущими уже следующему этапу итальянской живописи. В результате небольшой живописный алтарь производит такое же впечатление, как настенные росписи Мантеньи во дворце Гонзага. И в то же время вы будете смотреть на триптих, как на драгоценность из шкатулки.
В центральной части художник представил сцену поклонения волхвов: среди столь любимого им скалистого пейзажа движется длинная процессия людей в роскошных одеяниях. Они идут поклониться ребенку, сидящему на коленях у Марии. Ангелы летают вокруг. Сухой и светлый почерк Мантеньи буквально заставляет картину сиять, в том числе благодаря особому «воздуху» в картинах — совершенно прозрачному, редкому, какой может быть только высоко в горах. Поэтому в мире, созданном художником, видно все: и дорожка вдали, и светлый замок, к которому она ведет, и верблюжья шерсть, и жесткая трава, и тонкие золотые нити, пронизывающие одежду. И в то же время сцену можно представить как часовню во всю стену. Мантенья знал это и писал на вогнутой поверхности, чтобы усилить эффект монументальности изображаемого.
В сцене «Обрезание» (справа) художник кропотливо расписал настенные украшения, композиции в люнетах — «Жертвоприношение Исаака» и «Моисей вручает народу скрижали завета», корзину с голубями в руке Иосифа, поднос с принадлежностями для обрезания, который мальчик протягивает первосвященнику. Трогателен образ маленького Иоанна Крестителя, сосущего пальчик и держащего в другой руке надкушенный бублик. Вся эта детальная сцена подошла бы для большой фрески.
И только в третьей композиции — «Вознесение» (слева) — почти нет тщательно прописанных деталей, она более аскетична и мощна, в ней снова виден скалистый пейзаж, и даже облако, на котором стоит Христос, выглядит высеченным из мрамора. Но по-прежнему тонко переданы чувства героев: удивление и надежда Марии и апостолов, легкая грусть и обещание встречи на небесах в глазах Спасителя.
Другие картины Андреа Мантенья
Паллада
Святой Георг
Поклонение пастухов
Святой Себастьян
Вознесение Девы Марии
Мертвый Христос
Парнас
Молитва на чашку
Мадонна с младенцем
Камера дельи Спози
Распятие